Архів новин
7 Жовтня 2013
Виктор Турманов: «Из заемного труда есть выход»
В этом году Всемирный день борьбы за достойный труд Глобальный профсоюз IndustriALL проводит под девизом «Нет заемному труду». О том, какие риски несет нестандартная занятость трудящимся угольной отрасли, какие гарантии для выведенных из штата предприятий работников удалось сохранить Профсоюзу угольщиков и как гарантировать социальную защиту тем, кто попал в аутсорсинг, рассказал председатель Укруглепрофсоюза Виктор Турманов.
– Виктор Иванович, для Украины применение нестандартных форм занятости - явление, с одной стороны достаточно новое, с другой – набирающее обороты во многих сферах экономики.
– Да, если в западных и европейских странах трехсторонние трудовые отношения применяются давно, то в Украине, как и в других странах СНГ, такой опыт пока незначительный. Применение нестандартных форм трудовых отношений к нам пришло вместе с транснациональными компаниями, а также с переходом государственных предприятий в частную собственность или развитием государственно-частного партнерства. В последнее время это явление вплотную коснулось и промышленных предприятий. Приведу некоторые цифры. На предприятиях угольной отрасли негосударственной формы собственности и работающих на условиях государственно-частного партнерства (концессия, аренда) из 79,2 тыс. человек выведены за штаты и выполняют работу на условиях трехсторонних трудовых отношений 9,5 тыс. работников, что составляет 12%. На предприятиях частной собственности эта доля уже превышает 16%. В целом по отрасли 3,8% трудящихся уже сегодня работают на условиях трехсторонних трудовых отношений.
И это притом что еще до прошлого года украинским законодательством такие трудовые отношения были запрещены. На государственных предприятиях и предприятиях с долей государства в уставном капитале нестандартная занятость пока не применяется, хотя отдельные элементы уже проявляются и здесь. Можно представить, как будут выглядеть эти цифры, если далее продолжать либерализацию трудового законодательства в Украине и ослабить сопротивление этим процессам со стороны профсоюзов.
– Скажите, а почему вообще отечественное законодательство пошло навстречу аутсорсингу и как на это отреагировали профсоюзы?
– Профсоюзы многих европейских стран стояли перед дилеммой запретить или узаконить заемный труд на трехсторонней основе еще в 80-е годы прошлого столетия. В Украине также не было однозначного мнения на этот счет, в том числе и среди профессиональных союзов. Мы понимали, что такие формы занятости приводят к снижению социальной и правовой защищенности работников, деформации существующих трудовых отношений и стандартов. Но, с другой стороны, они уже существуют в стране, и полный запрет мог иметь противоположный эффект, поэтому более целесообразным все-таки оказалась легализация трехсторонней занятости с жесткой регламентацией применения. Результатом такого общественного компромисса стал принятый в прошлом году закон «О занятости населения», который легализовал деятельность по предоставлению работников для выполнения работ у другого работодателя. При этом закон определил порядок выдачи разрешений на наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя, но запретил подобную деятельность без разрешения Государственной службы занятости Украины.
Реализация этих норм закона позволит исключить применение трехсторонних трудовых отношений случайными субъектами, а также усилить контроль со стороны государства за этой деятельностью, в том числе по уплате налогов и взносов в фонды страхования, что очень важно для социальной защиты этой категории работников.
Кроме того, этот закон запрещает агентствам предоставлять работников для выполнения работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также опасных работ. Это очень важная законодательная норма для предприятий угольной отрасли, которая ставит законодательную преграду для применения заемного труда в основном производстве. Подобные попытки вывести в аутсорсинг работников, занятых в основном технологическом процессе по добыче угля (проходчиков, геологов, маркшейдеров и прочих), уже были, и только благодаря усилиям профсоюзных органов всех уровней не были реализованы.
Помимо этого, в этом законе нашел отражение европейский принцип равных условий. То есть уровень оплаты труда, время работы и отдыха и прочие условия для привлеченных работников не могут быть ниже, чем для штатных работников предприятия-пользователя.
Однако в законе остались по-прежнему не урегулированными очень важные вопросы. Прежде всего, ничего не сказано, какой вид правоотношений возникает между работником и работодателем, который использует заемный труд, а следовательно, открытым остался вопрос ответственности за безопасность и условия труда привлеченных работников. И эта проблема остается одной из самых значимых в сфере трехсторонних трудовых отношений в Украине, и профсоюз продолжит ее поднимать на всех уровнях.
– Не секрет, что с первых попыток внедрить нестандартные формы занятости на угольных предприятиях Профсоюз угольщиков активно противодействовал этим процессам и в итоге смог добиться ряда серьезных социальных уступок со стороны работодателей и аутсорсер-компаний. Выделите основные моменты.
– В полной мере используя механизмы отраслевого социального партнерства, нам удалось закрепить в Отраслевом соглашении ряд позиций, благодаря которым эти процессы стали на предприятиях открытыми, так как их реализация может проходить только при непосредственном участии профсоюзных органов. Более того, передача рабочих мест и профессий с постоянной занятостью для выполнения заданий сторонними организациями возможна только при обязательном получении согласия профсоюза. В целом за счет достигнутых договоренностей между профсоюзом и руководством управляющих компаний сегодня на частных предприятиях приостановлена реализация аутсорсинговых программ.
В диалоге нам удалось сохранить отдельные отраслевые социальные гарантии для работников, работающих на условиях трехсторонних трудовых отношений: это бесплатное получение бытового угля или компенсации за него, а также сохранение стандартной занятости путем заключения бессрочных трудовых договоров. Нами велась активная работа по разъяснению возможных путей сохранения таких работников на учете в профсоюзных организациях по факту выполнения работ, а также путей защиты их прав и интересов вплоть до создания первичных организаций у аутсорсера. В итоге нашему профсоюзу удалось сохранить более 30% членов профсоюза, которые стали работать на условиях трехсторонних трудовых отношений.
Для расширения объема социальных гарантий для работников, переданных в аутсорсинг, профсоюзные органы этих предприятий добиваются подписания трехсторонних соглашений между профсоюзной организацией и работодателями, которые предоставляют работников и которые используют их труд. И есть примеры, когда за счет активности и настойчивости профкомов и теркомов эти соглашения были подписаны, и для таких трудящихся действует практически полный социальный пакет, предусмотренный коллективным договором предприятия.
Подобные трехсторонние соглашения – это один из путей достижения баланса между экономической гибкостью и социальной стабильностью, и, думаю, этот опыт Профсоюза угольщиков необходимо использовать не только на уровне национального законодательства, но и в международных стандартах. По итогам прошедшей субрегиональной конференции IndustriALL Профсоюз угольщиков подал свои предложения для дальнейшего профсоюзного лоббирования решения проблемы нестандартной занятости на глобальном уровне.
– И какие, на ваш взгляд, изменения в мировом праве могут улучшить положение работников угольных предприятий Украины, попавших в аутсорсинг?
– В первую очередь мы говорим о действующей конвенции МОТ №181 «О частных агентствах занятости», которая в последний раз пересматривалась в 1997 году. Этот документ признает законность предоставления работников третьим лицам и регулирует на международном уровне вопросы предоставления услуг на рынке труда. При этом государства сами решают, допускать или нет такие услуги. Для того чтобы укрепить правовую базу для реальной и эффективной защиты прав работников, нанимаемых на условиях трехсторонних трудовых отношений, а также с целью предотвращения ослабления профсоюзного движения необходимо с учетом уже имеющегося опыта стран Европы и реальных условий в мире добиваться разработки в МОТ новых стандартов.
Также требует изменения Директива Европейского союза о труде в агентствах временной занятости, которая допускает исключения из принципа равного обращения с заемными работниками, что снижает их социальную защищенность.
В целом, на наш взгляд, именно на международном уровне должны быть урегулированы такие вопросы как право работников на объединение в профсоюзы, механизм ведения коллективных переговоров в условиях применения заемного труда и право профсоюзов на ведение трехсторонних партнерских переговоров с работодателями. Должно быть дано определение юридического субъекта ответственности за обеспечение безопасности и условий труда работников при трехсторонних трудовых отношениях и установлены критерии перехода трудовых отношений в рамках заемного труда в статус постоянных по факту их выполнения у работодателя-пользователя. Следует на глобальном уровне ограничить временную и нестабильную занятость во вредных и опасных производствах и добиться разработки других стандартов, направленных на совершенствование международных норм защиты заемных работников.
Учитывая, что Украина все активнее интегрируется в мировое сообщество, решение этих вопросов на международном уровне окажет положительное влияние и на членов Профсоюза угольщиков.
Источник: Всеукраинская газета «Шахтер Украины»
– Виктор Иванович, для Украины применение нестандартных форм занятости - явление, с одной стороны достаточно новое, с другой – набирающее обороты во многих сферах экономики.
– Да, если в западных и европейских странах трехсторонние трудовые отношения применяются давно, то в Украине, как и в других странах СНГ, такой опыт пока незначительный. Применение нестандартных форм трудовых отношений к нам пришло вместе с транснациональными компаниями, а также с переходом государственных предприятий в частную собственность или развитием государственно-частного партнерства. В последнее время это явление вплотную коснулось и промышленных предприятий. Приведу некоторые цифры. На предприятиях угольной отрасли негосударственной формы собственности и работающих на условиях государственно-частного партнерства (концессия, аренда) из 79,2 тыс. человек выведены за штаты и выполняют работу на условиях трехсторонних трудовых отношений 9,5 тыс. работников, что составляет 12%. На предприятиях частной собственности эта доля уже превышает 16%. В целом по отрасли 3,8% трудящихся уже сегодня работают на условиях трехсторонних трудовых отношений.
И это притом что еще до прошлого года украинским законодательством такие трудовые отношения были запрещены. На государственных предприятиях и предприятиях с долей государства в уставном капитале нестандартная занятость пока не применяется, хотя отдельные элементы уже проявляются и здесь. Можно представить, как будут выглядеть эти цифры, если далее продолжать либерализацию трудового законодательства в Украине и ослабить сопротивление этим процессам со стороны профсоюзов.
– Скажите, а почему вообще отечественное законодательство пошло навстречу аутсорсингу и как на это отреагировали профсоюзы?
– Профсоюзы многих европейских стран стояли перед дилеммой запретить или узаконить заемный труд на трехсторонней основе еще в 80-е годы прошлого столетия. В Украине также не было однозначного мнения на этот счет, в том числе и среди профессиональных союзов. Мы понимали, что такие формы занятости приводят к снижению социальной и правовой защищенности работников, деформации существующих трудовых отношений и стандартов. Но, с другой стороны, они уже существуют в стране, и полный запрет мог иметь противоположный эффект, поэтому более целесообразным все-таки оказалась легализация трехсторонней занятости с жесткой регламентацией применения. Результатом такого общественного компромисса стал принятый в прошлом году закон «О занятости населения», который легализовал деятельность по предоставлению работников для выполнения работ у другого работодателя. При этом закон определил порядок выдачи разрешений на наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя, но запретил подобную деятельность без разрешения Государственной службы занятости Украины.
Реализация этих норм закона позволит исключить применение трехсторонних трудовых отношений случайными субъектами, а также усилить контроль со стороны государства за этой деятельностью, в том числе по уплате налогов и взносов в фонды страхования, что очень важно для социальной защиты этой категории работников.
Кроме того, этот закон запрещает агентствам предоставлять работников для выполнения работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также опасных работ. Это очень важная законодательная норма для предприятий угольной отрасли, которая ставит законодательную преграду для применения заемного труда в основном производстве. Подобные попытки вывести в аутсорсинг работников, занятых в основном технологическом процессе по добыче угля (проходчиков, геологов, маркшейдеров и прочих), уже были, и только благодаря усилиям профсоюзных органов всех уровней не были реализованы.
Помимо этого, в этом законе нашел отражение европейский принцип равных условий. То есть уровень оплаты труда, время работы и отдыха и прочие условия для привлеченных работников не могут быть ниже, чем для штатных работников предприятия-пользователя.
Однако в законе остались по-прежнему не урегулированными очень важные вопросы. Прежде всего, ничего не сказано, какой вид правоотношений возникает между работником и работодателем, который использует заемный труд, а следовательно, открытым остался вопрос ответственности за безопасность и условия труда привлеченных работников. И эта проблема остается одной из самых значимых в сфере трехсторонних трудовых отношений в Украине, и профсоюз продолжит ее поднимать на всех уровнях.
– Не секрет, что с первых попыток внедрить нестандартные формы занятости на угольных предприятиях Профсоюз угольщиков активно противодействовал этим процессам и в итоге смог добиться ряда серьезных социальных уступок со стороны работодателей и аутсорсер-компаний. Выделите основные моменты.
– В полной мере используя механизмы отраслевого социального партнерства, нам удалось закрепить в Отраслевом соглашении ряд позиций, благодаря которым эти процессы стали на предприятиях открытыми, так как их реализация может проходить только при непосредственном участии профсоюзных органов. Более того, передача рабочих мест и профессий с постоянной занятостью для выполнения заданий сторонними организациями возможна только при обязательном получении согласия профсоюза. В целом за счет достигнутых договоренностей между профсоюзом и руководством управляющих компаний сегодня на частных предприятиях приостановлена реализация аутсорсинговых программ.
В диалоге нам удалось сохранить отдельные отраслевые социальные гарантии для работников, работающих на условиях трехсторонних трудовых отношений: это бесплатное получение бытового угля или компенсации за него, а также сохранение стандартной занятости путем заключения бессрочных трудовых договоров. Нами велась активная работа по разъяснению возможных путей сохранения таких работников на учете в профсоюзных организациях по факту выполнения работ, а также путей защиты их прав и интересов вплоть до создания первичных организаций у аутсорсера. В итоге нашему профсоюзу удалось сохранить более 30% членов профсоюза, которые стали работать на условиях трехсторонних трудовых отношений.
Для расширения объема социальных гарантий для работников, переданных в аутсорсинг, профсоюзные органы этих предприятий добиваются подписания трехсторонних соглашений между профсоюзной организацией и работодателями, которые предоставляют работников и которые используют их труд. И есть примеры, когда за счет активности и настойчивости профкомов и теркомов эти соглашения были подписаны, и для таких трудящихся действует практически полный социальный пакет, предусмотренный коллективным договором предприятия.
Подобные трехсторонние соглашения – это один из путей достижения баланса между экономической гибкостью и социальной стабильностью, и, думаю, этот опыт Профсоюза угольщиков необходимо использовать не только на уровне национального законодательства, но и в международных стандартах. По итогам прошедшей субрегиональной конференции IndustriALL Профсоюз угольщиков подал свои предложения для дальнейшего профсоюзного лоббирования решения проблемы нестандартной занятости на глобальном уровне.
– И какие, на ваш взгляд, изменения в мировом праве могут улучшить положение работников угольных предприятий Украины, попавших в аутсорсинг?
– В первую очередь мы говорим о действующей конвенции МОТ №181 «О частных агентствах занятости», которая в последний раз пересматривалась в 1997 году. Этот документ признает законность предоставления работников третьим лицам и регулирует на международном уровне вопросы предоставления услуг на рынке труда. При этом государства сами решают, допускать или нет такие услуги. Для того чтобы укрепить правовую базу для реальной и эффективной защиты прав работников, нанимаемых на условиях трехсторонних трудовых отношений, а также с целью предотвращения ослабления профсоюзного движения необходимо с учетом уже имеющегося опыта стран Европы и реальных условий в мире добиваться разработки в МОТ новых стандартов.
Также требует изменения Директива Европейского союза о труде в агентствах временной занятости, которая допускает исключения из принципа равного обращения с заемными работниками, что снижает их социальную защищенность.
В целом, на наш взгляд, именно на международном уровне должны быть урегулированы такие вопросы как право работников на объединение в профсоюзы, механизм ведения коллективных переговоров в условиях применения заемного труда и право профсоюзов на ведение трехсторонних партнерских переговоров с работодателями. Должно быть дано определение юридического субъекта ответственности за обеспечение безопасности и условий труда работников при трехсторонних трудовых отношениях и установлены критерии перехода трудовых отношений в рамках заемного труда в статус постоянных по факту их выполнения у работодателя-пользователя. Следует на глобальном уровне ограничить временную и нестабильную занятость во вредных и опасных производствах и добиться разработки других стандартов, направленных на совершенствование международных норм защиты заемных работников.
Учитывая, что Украина все активнее интегрируется в мировое сообщество, решение этих вопросов на международном уровне окажет положительное влияние и на членов Профсоюза угольщиков.
Источник: Всеукраинская газета «Шахтер Украины»