Архів новин
26 Серпня 2009
Донецкая фирма свободно торгует липовыми средствами защиты, или почему гибнут шахтеры?
Каждый миллион тонн добытого в Украине угля стоит свыше 3 шахтерских жизней. Основной причиной этого называют сложные горно-геологические условия: выбросы метана, горных пород. Но ведь эти эксцессы не новы, и наука давно разработала средства, помогающие человеку спасти жизнь в условиях шахтных аварий. Пусть без стопроцентной гарантии, но все же. Недаром каждый шахтер опускается в шахту с прибором, называемым «самоспасатель». Однако зачастую последняя надежда оказывается смертельным разочарованием…
Даже по официальным данным, сейчас развелось немало «умельцев», сбывающих «липовые» средства защиты – респираторы и шахтные самоспасатели под видом заводских. К слову, в интернете сейчас достаточно много объявлений о скупке б/у средств защиты. Об этом сообщает издание «Остров».
В качестве поставщиков «липы» на шахты выступают фирмы, имеющие немалую сеть филиалов, хорошие связи и отлаженные схемы в сфере госзакупок. В свою очередь они – «звено в цепи питания» системы, которая включает в себя руководителей шахт и силовые структуры, устраивающие периодические «налеты» с целью припугнуть и подзаработать. Существование подпольных цехов и всякого рода «компаньонов» в этом деле выгодно, а все видимые попытки их прикрыть – лишь для отвода общественных глаз.
Год с небольшим прошел с момента трагедии на шахте им. Карла Маркса (г. Енакиево, ГП «Орджоникидзеуголь») 8 июня 2008-го, когда погибли 13 горняков. В ходе расследования причин аварии были найдены более 130 фильтрующих самоспасателей без кислородных баллонов, с поддельными сертификатами качества. Всего на предприятиях «Орджоникидзеугля» их обнаружили больше 1000. С тех пор дело находится в прокуратуре, наказания пока никто не понес.
Тем временем, проверки Донецкого теруправления Госгорпромнадзора доказывают, что не спасающий самоспасатель шахтера – уже тенденция (притом, что этим средством защиты обеспечены только 85% рабочих госпредприятий). Приведем лишь несколько официальных фактов, предоставленных пресс-службой территориального управления.
Так, инспекторы Госгорпромнадзора выяснили, что арендное предприятие "Шахта "Иловайская" ГП "Шахтерскантрацит" в 2008 году получило 300 самоспасателей ШСС-1. Из них 183 вскоре сняли с эксплуатации, а еще 117 Октябрьская ГГТИ по различным причинам запретила использовать.
АП "Шахта им. С.П. Ткачука" ГП "Шахтерскантрацит" получила 160 штук ШСС-1У. 15 из них выведены из эксплуатации по причине механических повреждений, а 145 – запрещены к эксплуатации распоряжением Шахтерской ГГТИ.
На шахтах ГП "Дзержинскуголь" использовали 485 самоспасателей, из которых 171 списали по механическим и другим повреждениям, а 314 специалисты Дзержинской ГГТИ официально запретили к эксплуатации как контрафактные.
Парадокс: в Госгорпромнадзоре знают, кто продал брак, но к ответственности никого не привлекают. Во всех приведенных случаях, по данным Донецкого ТУ Госгорпромнадзора, поставщиком было донецкое ООО, не первый год занимающееся изготовлением и поставками спецодежды, а также продажей средств индивидуальной защиты.
«Острову» удалось выйти на одного из сотрудников этого предприятия. По понятным причинам, имя и фамилию собеседника издание не называет. Но название предприятия, фамилии учредителей и должностных лиц издание «Остров» готово предоставить в распоряжение правоохранительных органов.
- Каким образом фирма осуществляет свою деятельность?
Самоспасатели закупаются у завода-изготовителя. А здесь (в Донецкой области) есть подпольные цеха, которые занимаются производством контрафактных спасателей. Через определенных людей выходят на эти цеха. Какое-то время предприятие действительно – дилер этого завода: покупает продукцию и реализует ее, со всеми сертификатами соответствия качеству. Сертификат выдается на каждую партию товара. Что тогда делают с этим сертификатом? Берут просроченную либо бу продукцию у подпольных цехов. Перед выдачей сертификата проводились испытания на соответствие всем параметрам качества, и был выдан акт. На фирме подтасовывают срок действия сертификата соответствия, время прохождения испытаний и дату акта заключения в зависимости от того, какой срок нужен.
- Кто выдает эти сертификаты у нас в области?
Тот же МакНИИ (Макеевский научно-исследовательский институт по безопасности работ в горной промышленности.). Они занимаются испытанием различных средств защиты.
- А что чаще всего подделывают?
Подделывают в основном как раз средства защиты, не одежду и обувь. Одежда и обувь просто чаще всего не соответствуют требованиям технологии производства. Во-первых, по срокам службы. Например, костюм сварщика или костюм от кислот и щелочей имеют срок годности 12 месяцев. Но, реально, срок службы будет меньше. Рукавицы, которые должны служить месяц, выдержат максимум неделю. А в горячих металлургических цехах – всего лишь день… Рабочие проклинают…
- Как часто подделывают документы на соответствие качеству?
Постоянно. В основном подделываются сертификаты соответствия на средства индивидуальной защиты: противогазы, респираторы, самоспасатели, огнетушители, на приборы измерения уровня метана. Спецобувь и спецодежда в основном являются действительно сертифицированными (т.к. предприятие сертифицирует продукцию собственного производства (одежду), а также является официальным дилером предприятий-производителей спецобуви). К примеру, шахтерские костюмы приобретаются предприятиями часто и большими партиями, поэтому за их сертификацию выгоднее платить деньги - это порядка 3 тысяч гривен.
Что касается средств индивидуальной защиты, то здесь нередко встречается подделка даты выдачи дилерского документа, который подтверждает факт приобретения товара у завода-производителя.
Одни (предприятия-заказчики) требуют ксерокопию сертификата, заверенную нотариально. Это сложно, и фирме приходится от таких сделок отказываться. Хотя нотариусы тоже бывают «своими»… Другим достаточно просто ксерокопии. В таком случае меняются даты в сертификате соответствия. Еще пример. Есть предприятие, с которым директор нашей фирмы дружит. Оно является дилером российского завода-изготовителя. Берутся их дилерские документы, вместо названия их фирмы вписывается наше, и пользуемся... Потом во время тендерных торгов выясняется, что нам дилерство никто не давал.
- И что тогда?
Где-то снимали с торгов, а где-то успевали договориться. На торгах есть свои фавориты, и все обговаривается в кабинетах в два счета. Хорошая продукция стоит больших денег. Например, российская, но наши шахты не готовы платить такие деньги.
- Из поставщиков самоспасателей только Россия?
Производители – Россия и Украина (к примеру, ДЗГА - «Донецкий завод горно-шахтного оборудования»). Зарубежных мы не рассматриваем, потому что это дорого и не выгодно.
- А сколько может быть брака в партии?
Может быть треть, а могут быть и все. В зависимости от поставщика, спроса на продукцию и договоренностей с заказчиком.
- То есть, руководители предприятия сами заказывают брак?
Выгода руководителей - в откатах. За приобретение продукции у определенного предприятия заказчик получает процент от ее стоимости. Суммы не знаю.
- Кому поставляют продукцию?
Прежде всего, это шахты Донецкой и Луганской областей. Мы работаем с «Макеевуглем», «Свердловантрацитом», «Луганскантрацитом», «Шахтерскантрацитом», «Орджоникидзеуглем»… Всего порядка 25-ти шахт и шахтоуправлений. Спецодежду закупают практически все облэнерго, железная дорога, предприятия химической и металлургической промышленности.
Как-то инкриминировали поставку некачественных самоспасателей на предприятия ГП «Орджоникидзеуголь». Представители прокуратуры в сопровождении силовых структур изъяли все документы, всю технику. Были арестованы банковские счета. Разбирательство шло более полугода, в результате официально дело было закрыто в связи с невозможностью доказать причастность предприятия к поставке некачественных самоспасателей.
- Как именно фирме удается укрыться от ответственности во время проверок?
Приведу такой пример. В адресе фирмы есть два номера …/1 и …/2. Когда в сентябре прошлого года к нам приехали из прокуратуры, ордер на обыск и на изъятие имущества был выписан по адресу …/1. Приехали сразу адвокат с учредителем и смогли доказать, что второе помещение по адресу №2 не имеет никакого отношения к фирме… Таким образом, у нас изъяли только часть всего, а по второму адресу остались документы, которые в случае обнаружения могли повлечь уголовную ответственность главного бухгалтера и директора. Проверка была в пятницу, а в ночь на выходные была вывезена на другой офис - частную квартиру, переоборудованную под офис - вся техника, системные блоки с информацией и бумажная документация.
Фирму нередко посещают люди в масках, укладывают сотрудников на пол, обыскивают офис, но это все для того, чтобы больше испугались и заплатили. Реально это проблема не тех людей, которые работают на предприятии. Люди не расписываются на поддельных документах, не ставят печатей, и кто именно напечатал тот или иной документ - недоказуемо.
…Процентов 80 сотрудников в фирме работают неофициально - как раз те, кто занимаются всей «черной работой». Есть две бухгалтерии – «черная» и «белая». Человек, ведающий первой, работает на дому, ходит с ноутбуком, достать его записи нереально. У директора есть договоренности, и за определенные суммы его максимум задерживают на сутки.
Даже по официальным данным, сейчас развелось немало «умельцев», сбывающих «липовые» средства защиты – респираторы и шахтные самоспасатели под видом заводских. К слову, в интернете сейчас достаточно много объявлений о скупке б/у средств защиты. Об этом сообщает издание «Остров».
В качестве поставщиков «липы» на шахты выступают фирмы, имеющие немалую сеть филиалов, хорошие связи и отлаженные схемы в сфере госзакупок. В свою очередь они – «звено в цепи питания» системы, которая включает в себя руководителей шахт и силовые структуры, устраивающие периодические «налеты» с целью припугнуть и подзаработать. Существование подпольных цехов и всякого рода «компаньонов» в этом деле выгодно, а все видимые попытки их прикрыть – лишь для отвода общественных глаз.
Год с небольшим прошел с момента трагедии на шахте им. Карла Маркса (г. Енакиево, ГП «Орджоникидзеуголь») 8 июня 2008-го, когда погибли 13 горняков. В ходе расследования причин аварии были найдены более 130 фильтрующих самоспасателей без кислородных баллонов, с поддельными сертификатами качества. Всего на предприятиях «Орджоникидзеугля» их обнаружили больше 1000. С тех пор дело находится в прокуратуре, наказания пока никто не понес.
Тем временем, проверки Донецкого теруправления Госгорпромнадзора доказывают, что не спасающий самоспасатель шахтера – уже тенденция (притом, что этим средством защиты обеспечены только 85% рабочих госпредприятий). Приведем лишь несколько официальных фактов, предоставленных пресс-службой территориального управления.
Так, инспекторы Госгорпромнадзора выяснили, что арендное предприятие "Шахта "Иловайская" ГП "Шахтерскантрацит" в 2008 году получило 300 самоспасателей ШСС-1. Из них 183 вскоре сняли с эксплуатации, а еще 117 Октябрьская ГГТИ по различным причинам запретила использовать.
АП "Шахта им. С.П. Ткачука" ГП "Шахтерскантрацит" получила 160 штук ШСС-1У. 15 из них выведены из эксплуатации по причине механических повреждений, а 145 – запрещены к эксплуатации распоряжением Шахтерской ГГТИ.
На шахтах ГП "Дзержинскуголь" использовали 485 самоспасателей, из которых 171 списали по механическим и другим повреждениям, а 314 специалисты Дзержинской ГГТИ официально запретили к эксплуатации как контрафактные.
Парадокс: в Госгорпромнадзоре знают, кто продал брак, но к ответственности никого не привлекают. Во всех приведенных случаях, по данным Донецкого ТУ Госгорпромнадзора, поставщиком было донецкое ООО, не первый год занимающееся изготовлением и поставками спецодежды, а также продажей средств индивидуальной защиты.
«Острову» удалось выйти на одного из сотрудников этого предприятия. По понятным причинам, имя и фамилию собеседника издание не называет. Но название предприятия, фамилии учредителей и должностных лиц издание «Остров» готово предоставить в распоряжение правоохранительных органов.
- Каким образом фирма осуществляет свою деятельность?
Самоспасатели закупаются у завода-изготовителя. А здесь (в Донецкой области) есть подпольные цеха, которые занимаются производством контрафактных спасателей. Через определенных людей выходят на эти цеха. Какое-то время предприятие действительно – дилер этого завода: покупает продукцию и реализует ее, со всеми сертификатами соответствия качеству. Сертификат выдается на каждую партию товара. Что тогда делают с этим сертификатом? Берут просроченную либо бу продукцию у подпольных цехов. Перед выдачей сертификата проводились испытания на соответствие всем параметрам качества, и был выдан акт. На фирме подтасовывают срок действия сертификата соответствия, время прохождения испытаний и дату акта заключения в зависимости от того, какой срок нужен.
- Кто выдает эти сертификаты у нас в области?
Тот же МакНИИ (Макеевский научно-исследовательский институт по безопасности работ в горной промышленности.). Они занимаются испытанием различных средств защиты.
- А что чаще всего подделывают?
Подделывают в основном как раз средства защиты, не одежду и обувь. Одежда и обувь просто чаще всего не соответствуют требованиям технологии производства. Во-первых, по срокам службы. Например, костюм сварщика или костюм от кислот и щелочей имеют срок годности 12 месяцев. Но, реально, срок службы будет меньше. Рукавицы, которые должны служить месяц, выдержат максимум неделю. А в горячих металлургических цехах – всего лишь день… Рабочие проклинают…
- Как часто подделывают документы на соответствие качеству?
Постоянно. В основном подделываются сертификаты соответствия на средства индивидуальной защиты: противогазы, респираторы, самоспасатели, огнетушители, на приборы измерения уровня метана. Спецобувь и спецодежда в основном являются действительно сертифицированными (т.к. предприятие сертифицирует продукцию собственного производства (одежду), а также является официальным дилером предприятий-производителей спецобуви). К примеру, шахтерские костюмы приобретаются предприятиями часто и большими партиями, поэтому за их сертификацию выгоднее платить деньги - это порядка 3 тысяч гривен.
Что касается средств индивидуальной защиты, то здесь нередко встречается подделка даты выдачи дилерского документа, который подтверждает факт приобретения товара у завода-производителя.
Одни (предприятия-заказчики) требуют ксерокопию сертификата, заверенную нотариально. Это сложно, и фирме приходится от таких сделок отказываться. Хотя нотариусы тоже бывают «своими»… Другим достаточно просто ксерокопии. В таком случае меняются даты в сертификате соответствия. Еще пример. Есть предприятие, с которым директор нашей фирмы дружит. Оно является дилером российского завода-изготовителя. Берутся их дилерские документы, вместо названия их фирмы вписывается наше, и пользуемся... Потом во время тендерных торгов выясняется, что нам дилерство никто не давал.
- И что тогда?
Где-то снимали с торгов, а где-то успевали договориться. На торгах есть свои фавориты, и все обговаривается в кабинетах в два счета. Хорошая продукция стоит больших денег. Например, российская, но наши шахты не готовы платить такие деньги.
- Из поставщиков самоспасателей только Россия?
Производители – Россия и Украина (к примеру, ДЗГА - «Донецкий завод горно-шахтного оборудования»). Зарубежных мы не рассматриваем, потому что это дорого и не выгодно.
- А сколько может быть брака в партии?
Может быть треть, а могут быть и все. В зависимости от поставщика, спроса на продукцию и договоренностей с заказчиком.
- То есть, руководители предприятия сами заказывают брак?
Выгода руководителей - в откатах. За приобретение продукции у определенного предприятия заказчик получает процент от ее стоимости. Суммы не знаю.
- Кому поставляют продукцию?
Прежде всего, это шахты Донецкой и Луганской областей. Мы работаем с «Макеевуглем», «Свердловантрацитом», «Луганскантрацитом», «Шахтерскантрацитом», «Орджоникидзеуглем»… Всего порядка 25-ти шахт и шахтоуправлений. Спецодежду закупают практически все облэнерго, железная дорога, предприятия химической и металлургической промышленности.
Как-то инкриминировали поставку некачественных самоспасателей на предприятия ГП «Орджоникидзеуголь». Представители прокуратуры в сопровождении силовых структур изъяли все документы, всю технику. Были арестованы банковские счета. Разбирательство шло более полугода, в результате официально дело было закрыто в связи с невозможностью доказать причастность предприятия к поставке некачественных самоспасателей.
- Как именно фирме удается укрыться от ответственности во время проверок?
Приведу такой пример. В адресе фирмы есть два номера …/1 и …/2. Когда в сентябре прошлого года к нам приехали из прокуратуры, ордер на обыск и на изъятие имущества был выписан по адресу …/1. Приехали сразу адвокат с учредителем и смогли доказать, что второе помещение по адресу №2 не имеет никакого отношения к фирме… Таким образом, у нас изъяли только часть всего, а по второму адресу остались документы, которые в случае обнаружения могли повлечь уголовную ответственность главного бухгалтера и директора. Проверка была в пятницу, а в ночь на выходные была вывезена на другой офис - частную квартиру, переоборудованную под офис - вся техника, системные блоки с информацией и бумажная документация.
Фирму нередко посещают люди в масках, укладывают сотрудников на пол, обыскивают офис, но это все для того, чтобы больше испугались и заплатили. Реально это проблема не тех людей, которые работают на предприятии. Люди не расписываются на поддельных документах, не ставят печатей, и кто именно напечатал тот или иной документ - недоказуемо.
…Процентов 80 сотрудников в фирме работают неофициально - как раз те, кто занимаются всей «черной работой». Есть две бухгалтерии – «черная» и «белая». Человек, ведающий первой, работает на дому, ходит с ноутбуком, достать его записи нереально. У директора есть договоренности, и за определенные суммы его максимум задерживают на сутки.