зробити стартовою додати в обране


Архів новин

Версія для друку

12 Лютого 2010
Кому в ГП «Луганскуголь» нужен Совет трудового коллектива?
В последнее время в ГП «Луганскуголь» предпринимаются очередные шаги наступления на права и интересы трудящихся, замаскированные благовидной целью – созданием Совета трудового коллектива (СТК), что по сути является попыткой отстранить Профсоюз работников угольной промышленности Украины от активного участия в социально-экономической жизни госпредприятия и отстаивания законных прав и интересов его трудящихся.

Для таких выводов у Луганской территориальной организации Укруглепрофсоюза есть все основания.

В основе создания СТК должно находиться волеизъявление двух сторон: трудового коллектива – с одной стороны и администрации – с другой. Такого обоюдного желания не наблюдалось, то есть, нарушен сам принцип создания СТК.

Решение о создании СТК принималось на Совете директоров ГП «Луганскуголь» 16 января 2010 года без участия профсоюзов, как законных представителей трудового коллектива, в том числе и Луганской территориальной организации Укруглепрофсоюза, в рядах которой состоит почти 100% трудящихся госпредприятия. Вызывает справедливое негодование рядовых членов трудового коллектива и сам способ создания СТК, провозглашающего одной из своих главных задач «защиту интересов трудящихся (в том числе работников – не членов профсоюза)» (процитировано из протокола заседания совета директоров – прим.). Посудите сами: орган, создаваемый для защиты интересов трудящихся, создается с помощью административного нажима на тех, кого он собирается защищать!

Разработанный проект «Положения о Совете трудового коллектива» направлялся в обособленные подразделения втайне от профсоюза. Руководство ГП «Луганскуголь» не пожелало даже проинформировать терком о его содержании и о тех причинах, которые побудили администрацию создать новую организацию (либо просто коллегиальный орган), давно не имеющую законодательно установленных полномочий, и как показало недавнее прошлое, не имеющих реального будущего.

Действующее законодательство не содержит норм, устанавливающих полномочия и права СТК, в том числе и по представлению и защите прав и интересов работников. Полномочия по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников в отношениях с собственником на предприятиях в соответствии с Кодексом Законов о труде и Законом Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и другими законодательными актами Украины возложены на профессиональные союзы.

Анализ основных позиций «Положения об СТК» однозначно показывает ту цель, которая преследуется заказчиками этой авантюры. Это, прежде всего, решение задачи по минимизации влияния профсоюза на администрацию ГП «Луганскуголь», а по возможности, полностью убрать его из сферы воздействия на социально-экономические процессы, что позволит руководству ГП развязать руки для проведения различных решений без оглядки на интересы трудящихся.

В этой связи напомним, что во многом благодаря протестной акции профсоюзных лидеров и профактивистов обособленных подразделений, ЦК Укруглепрофсоюза так и не удалось реализовать идею выделения из состава ГП «Луганскуголь» еще одного предприятия – ГП «Востокуголь», структуры с очень «туманными» производственными перспективами.

На протяжении последних лет только благодаря сплоченной позиции Луганской территориальной организации профсоюза удалось предотвратить различные сомнительные реорганизации и постановки на консервацию шахт ГП, что привело бы к потере рабочих мест и в будущем к закрытию этих предприятий.

Трудящиеся «Луганскугля» понимают и видят, кто не на словах, а на деле борется за отстаивание их законных прав, добивается улучшения условий труда, решения санитарно-гигиенических и бытовых вопросов. И не случайно на прошедших осенью 2009 года отчетно-выборных собраниях и конференциях члены профсоюза оказали доверие и избрали на новый выборный срок действующих председателей профсоюзных организаций обособленных подразделений ГП «Луганскуголь».

Разумеется, ни Минуглепрому, ни руководству ГП «Луганскуголь» не нужен такой профсоюз, а нужны подконтрольные органы, прикрываясь которыми можно без учета мнения трудящихся проводить различные эксперименты.

О законности действий и намерениях администрации нечего и говорить, если основные задачи фактически полностью переписаны из Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и других законодательных актов.

А то, что согласно законодательству СТК – это всего лишь совещательный коллегиальный орган и то, что время таких советов прошло лет двадцать назад, и из КЗоТа были даже убраны статьи о его полномочиях, об этом инициаторы создания СТК людям не говорят.

Не говорят инициаторы этой затеи и о том, что профсоюз является единственным действующим и активным участником взаимоотношений между государством, собственниками и трудящимися, представляющим и защищающим интересы работников на всех уровнях. Статус, права, полномочия и гарантии деятельности профсоюзов определены законодательством, в том числе и на уровне международного права. И только исключительно выборные органы профорганизаций имеют такие полномочия, как согласование увольнения трудящихся по инициативе администрации, согласование вопросов рабочего времени и времени отдыха, установления и изменения размеров заработной платы и т.д. Собственник или уполномоченный им орган не имеет права без согласия выборного органа профорганизации принимать решения, ухудшающие положение работников, увольнять трудящихся по собственной инициативе, а решения, принятые без согласия с профсоюзом, являются незаконными.

Умалчивается и тот факт, что профсоюзы представляют и защищают коллективные интересы работников независимо от их членства в профсоюзе, а правом общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда обладают только профсоюзы.

Теперь же все без исключения должны «дружно» подчиниться Совету трудового коллектива, на заседании которого под бдительным взглядом «генерала» примут нужные администрации решения, а работники и члены их семей лишатся той социальной защиты, которую на законодательном уровне гарантирует им профсоюз. При этом даже собрание (конференция) трудового коллектива, как высший орган, проигнорированы со своими полномочиями.

Дабы окончательно забюрократизировать (или запутать) рядовых членов коллектива проект Положения предусматривает создание еще одной надстройки – президиума. Кроме того, вводятся должности непонятного количества заместителей председателя и одного секретаря СТК, работающих вместе с председателем Совета на (нужно понимать) общественных началах (к сожалению, из предложенного проекта Положения этот момент не ясен – прим.).

Учитывая административный нажим на трудящихся и нарушение принципов создания СТК, 4 февраля т.г. Президиум Луганской территориальной организации Укруглепрофсоюза потребовал от руководства ГП «Луганскуголь» прекратить такие действия. Было принято Заявление, которое направлено руководству ГП «Луганскуголь», а также в средства массовой информации.

Дальнейшее развитие событий только подтвердило выводы о том, что руководство ГП «Луганскуголь» не собирается прислушиваться к мнению выборного органа общественной организации, членами которой являются почти все трудящиеся, и которому делегировано право подписания коллективного договора предприятия и, соответственно, защита прав и интересов трудового коллектива.

Получив постановление Президиума Луганского теркома и Заявление территориальной организации, генеральный директор ГП Александр Ермаков не только не приостановил, но и ускорил административные действия по созданию СТК. 5 февраля т.г. во время селекторного совещания он дал указание и обязал директоров обособленных подразделений 6 февраля (до 15.00.) провести собрания по участкам, а в 15.00. – шахтные конференции по избранию делегатов на конференцию в ГП «Луганскуголь». На 8 февраля 2010 года А.Н. Ермаков назначил конференцию ГП по созданию Совета трудового коллектива предприятия.

Эту конференцию можно смело назвать торжеством правового нигилизма и вершиной нарушений принципов демократии. Последний на то время (третий по счету) проект «Положения об СТК» делегаты получили частично перед самым началом либо уже во время конференции. Директор юридического департамента ГП просто зачитал его с трибуны, даже не прокомментировав его содержание.

Предложенное на конференции Положение получило негативную оценку делегатов, которые являются членами выборных профсоюзных органов предприятия и его структурных подразделений. Иного и быть не могло, поскольку оно не соответствует действующему законодательству. Генеральный директор ГП Александр Ермаков критику пообещал учесть, высказавшись при этом против необходимости юридической экспертизы предлагаемого коллективу проекта «Положения об СТК», тем самым в очередной раз подтвердил свой личный правовой нигилизм и отношение к людям, стремящимся соблюдать законы.

Проект не был утвержден конференцией. Решили отправить его на доработку с обязательным участием представителя от профсоюзных органов в лице председателя Луганской терорганизации Укруглепрофсоюза Александра Бичева.

Но состав СТК все же избрали, как и председателя Совета, и это несмотря на то, что правила и порядок избрания этого коллегиального органа выписан в Положении, которое не принято. Никто не знает, в том числе и избранные члены СТК, что это за орган, какие у него задачи, в чем его функции, так как нет утвержденного положения. Но для руководства ГП этот фактор не важен, главное, что цель достигнута – Совет создан. Неважно, что без всяких правил, без прав и полномочий. Кому же и зачем нужна такая спешка?!

Председатель Луганской территориальной организации ПРУПУ Александр Бичев, в своем выступлении на конференции высказал весомые аргументы «против» создания Совета трудового коллектива, отметил нецелесообразность активного внедрения администрацией данного органа, предложил вернуть происходящее в ГП в законодательное русло.

Однако руководству ГП ссылки на законодательство ни к чему… Поэтому на вопрос: «Кому и зачем нужен такой Совет?», ответ напрашивается сам собой и, к сожалению, этот ответ явно не в пользу трудового коллектива «Луганскугля».

Но, как отметил Александр Бичев, Луганский терком не останется в стороне, профсоюз продолжит борьбу за отстаивание законных прав и интересов трудящихся и членов профсоюза.