Архів новин
Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко 26 июня в Ровеньках провела всеукраинское совещание по проблемам и перспективе развития угольной промышленности страны с участием отраслевых профсоюзов.
Из выступления председателя Центрального комитета профсоюза работников угольной промышленности Украины В.И. Турманова:
- Уважаемая Юлия Владимировна, уважаемые участники совещания. У нас стало традицией всегда, когда в угольной отрасли обостряются проблемы, проводить совещания на уровне Кабинета Министров в лице премьера. Сегодня такое совещание проходит в шахтерском городе Ровеньки и это хорошо. Вы сегодня побывали в шахте, память останется на всю жизнь. Я хочу, чтобы Вы как премьер-министр направили министра финансов на Донбасс или в Червоноград, чтобы он спустился в шахту. Почему? - Я скажу чуть позже.
Вы сегодня говорили об инвестициях в отрасль. И это правильно, это многое изменит. Но у нас сложилась такая ситуация, что бюджет мы на этот год утвердили, и государство в лице Кабинета Министров должно профинансировать отрасль в том объеме, который записан в бюджете. Мы говорили министру финансов, мы не просим, чтобы сегодня у нас в отрасли были лишние деньги, нет. Но первая и основная задача - своевременная выплата заработной платы шахтерам. А выходит, что, нарушая законодательство, зарплата трудящимся угольной промышленности не выплачивается по одной причине - отрасль по этой статье не балансируется. Вот министр угольной промышленности, он подтвердит. Мы сегодня ежемесячно изыскиваем 230-250 млн. грн. для того, чтобы все-таки выплатить заработную плату в соответствии с законодательной нормой и выделить хоть какие-то средства для обеспечения материально-технического снабжения. Но сегодня есть бюджет, который состоит из двух частей: общего и специального фонда. Я к Вам уже обращался по этому поводу, Вы сказали, что отрасль профинансирована на 100 %, но Вам эти сведения подготовили министр финансов и его заместители. Я официально заявляю, что отрасль за 5 месяцев 2008 года недофинансирована на 670 млн. грн., эти средства в основном не поступили из спецфонда.
Что касается технического перевооружения или перспективы развития угольной промышленности. По этой статье отрасль за 5 месяцев должна быть профинансирована на 825 млн. грн., а фактически получено только 396 млн. Эти цифры подтвержденные. Сам министр угольной промышленности не может разрешить данную проблему. По первому кварталу отрасль вышла на заданные показатели, сейчас уже идет как бы приостановление добычи, но будет и падение. Так как ввели только 30 лав, а отработана за этот период уже 61. А наличие лав - это и есть перспектива, это будущее. И я согласен, инвесторов надо приглашать. Но в этом году, поверьте мне, Юлия Владимировна, если мы через поправки в бюджет не улучшим ситуацию с финансированием угольной отрасли, не окажем ей помощь, то погубим отрасль. Вы правильно говорите, деньги уходят из отрасли, есть хищения, но на эти моменты у нас есть соответствующие органы, пусть занимаются.
Что касается безопасности на угольных предприятиях. Верните технической инспекции Профсоюза права государственного контроля за безопасностью труда на предприятиях. Я разговаривал с первым вице-премьер-министром на последней аварии. Кабинет Министров принял решение дать сегодня технической инспекции Профсоюза права государственного контроля за безопасностью труда на предприятиях. Но здесь есть и другая проблема - принять техническим инспектором мы можем только, если человек отработал хотя бы 5 лет на шахте, приходят молодые люди с желанием работать и у них возникает закономерный вопрос - а будет ли засчитываться подземный стаж? А он раньше был, сейчас - нет. А технический инспектор как минимум совершает 12 спусков в шахту, как и наши профсоюзные работники. Вот и женщина-медсестра, пострадавшая при аварии на шахте им. Карла Маркса, им, работникам подземных здравпунктов также раньше засчитывался подземный стаж. И таких категорий не так много. Мы, Профсоюз угольщиков Украины добиваемся восстановления прав этих категорий трудящихся.
Раньше у нас существовал институт общественных инспекторов по охране труда. Эти люди находились на рабочих местах, после смены выезжали из шахты и отмечали: где опасные условия труда, где нарушен паспорт крепления и давали предписания. То есть, осуществлялся двойной контроль за состоянием охраны труда: общественным инспектором и техническим инспектором шахты, и этот контроль осуществлялся снизу. Это все уничтожено, и поэтому сегодня необходимо возрождать.
Учитывая техническое состояние нашего шахтного фонда и горно-геологические условия, мы не сможем решить вопросы безопасности на предприятиях, только введя почасовую оплату труда. Поверьте мне, та глубина, на которой сегодня случаются аварии, требует внимания со стороны науки, а наука у нас финансируется по остаточному принципу. У нас есть программа дегазации, применение которой разгрузит скопление на таких глубинах газа метана, но нужны средства.
Я Вас прошу, Юлия Владимировна, передайте, пожалуйста, министру финансов этот документ, в котором обозначена сумма, выделяемая из бюджета Украины на 2008 год, на безопасность труда в угольной промышленности - 400 млн. грн. и стоит подпись главы бюджетного комитета Верховной Рады Украины. В тот момент как раз произошла авария на шахте имени Засядько, Профсоюз угольщиков требовал выделения средств на охрану труда в отрасли, и бюджетный комитет проголосовал, Верховная Рада также проголосовала именно за эту сумму. И после, когда я обратился к заместителю министра угольной промышленности с просьбой разработать программу охраны труда на предприятиях отрасли, узнаю, что эту цифру Министерство финансов сократило до 105 млн. грн. Так пусть этот «великий министр финансов», я так говорю, потому что В.М. Пинзеник так относится к угольной промышленности, вернет отрасли 400 млн. грн.
- Ю. Тимошенко - Ви думаєте, Пінзеник десь у себе тримає ці гроші? Цеж як бюджет проголосовала Рада, той так воно і є.
- В. Турманов - Юлия Владимировна, Верховная Рада проголосовала именно за эти изменения в 400 млн. грн. и я Вам оставил официальный подписанный документ, подтверждающий мои слова. Но в опубликованном бюджете осталось только 105 млн. грн.
- Ю. Тимошенко - Дивіться. Це у нас (документ - прим.) рішення бюджетного комітету. Бюджетний комітет й бюджет, який був прийнятий - це дві великі різниці. Справа в тому, що коли депутати приймають бюджет в Верховній Раді, не хочу зараз відкривати в цій аудиторії як це відбувається насправді, але, поки депутати не надьоргають собі 450 кожний на свою програму, то ніхто за цей бюджет не голосує. В останню хвилину, Ви знаєте, що дві фракції сприснули і за бюджет взагалі не голосували. І я не пам’ятаю, чесно кажучи, щоб хтось так бився за шахтарів, як б’ються за свої власні приватні програми, які в бюджеті проводять. Тому те що прийняли сьогодні Верховною Радою бюджетним комітетом, потрібно добивати в залі. Ви знаєте, якщо бюджет не прийнятий, і якщо цих цифр немає, ніхто ж виконувати їх не буде.
- В. Турманов - Уважаемая Юлия Владимировна. Вы опытный человек и хорошо все знаете. Вот это бюджетный комитет проголосовал, Вы же подали бюджетный проект в Верховную Раду, его рассмотрели и отправили на доработку в бюджетный комитет. Процедура такая. Бюджетный комитет голосует, учитывая предложения народных депутатов, и с этими изменениями голосует Верховная Рада. Я же не выбиваю свои деньги, я говорю министру финансов - отдайте 400 млн. грн. в отрасль на безопасность труда!
- Ю. Тимошенко - Вікторе Івановичу, я приїду і перевірю, що в бюджеті проголосоване на безпеку праці і, якщо там є 400 млн. грн., за які проголосували народні депутати, всі гроші до копійки будуть віддані.
- В. Турманов - Юлия Владимировна, ну не защищайте В.М. Пинзеника!
- Ю. Тимошенко - Ну так мій же міністр.
- В. Турманов - Пусть он в шахту сходит!
- Ю. Тимошенко - Пошлем (смеется).
- В. Турманов - Юлия Владимировна, уже проводилась встреча премьер-министра с отраслевыми профсоюзами топливно-энергетического комплекса 18 апреля. По итогам этой встречи Вы подписали протокол - официальный документ, согласно которому Вы дали поручение министру финансов срочно перевести средства на техперевооружение в угольной промышленности (а это ввод новых лав, который сегодня крайне необходим) с III-IV квартала 2008 года на нынешний период. Так сказать, приблизить выделение этих средств, так как зима на носу, необходимо к ней готовиться. А министр финансов игнорирует Ваше поручение, говорит, что все в порядке, данный вопрос решается.
Наболевший вопрос для угольщиков - пенсионное обеспечение, несвоевременное начисление пенсий работникам угольной промышленности. Я поддерживаю мнение, что данную проблему необходимо решать на законодательном уровне - готовить законопроект и выносить на голосование Верховной Рады.
Есть еще одна очень серьезная проблема в отрасли - Александрияуголь. Здесь сегодня присутствует заместитель губернатора Кировоградской области, председатель Кировоградского теркома профсоюза работников угольной промышленности Украины, руководство города Александрия. На протяжении двух лет наш Профсоюз через суды прогонял одного арендатора, но Вы же знаете, какие у нас суды. Сегодня еще остался второй арендатор, который просто издевается над трудящимися: проводит массовые сокращения, огромная задолженность по заработной плате. Люди уже две недели пикетируют местные органы власти. Вчера было заседание областного совета профсоюзов Кировоградской области, в котором принимал участие Ваш коллега В.М. Кальченко. Я его хорошо знаю. Пусть он Вам расскажет о ситуации в Александрии, люди в обморок падали. Мы можем, наконец-то, рассмотреть эту проблему? Тем более, что по ней уже были даны поручения, согласно протоколу встречи от 18 апреля. Я обращался и к Президенту по этой проблеме.
Я Вас прошу, Юлия Владимировна, найдите, пожалуйста, время приехать в Александрию. Давайте разрубим этот гордиев узел! В одиночку нашему Профсоюзу - не получается. Ситуация в Александрии - просто катастрофа!
- Ю. Тимошенко - Александрияуголь? Вы имеете в виду бурый уголь? Извините, я перебью Вас, Виктор Иванович, на несколько минут. Дело в том, что бурые угли вообще для Украины с точки зрения стратегии обеспечения дизельным топливом и бензином бесценны. И многие страны, которые попадали в систему полной энергетической зависимости, но имели бурые угли, Вы знаете, строили заводы и из бурых углей получали нефтепродукты. Я могу Вам сказать, что для Украины, как правильно было замечено предыдущим выступающим, цены на дизельное топливо, на бензин огромны. С начала года цены на нефть в мире улетели просто в космос, это уже не объясняется ни рынком, ничем. Цены на нефть поднимаются просто каждый день. И когда наша страна имеет прекрасные запасы бурых углей, то построить предприятия по их переработке, которые могут дать нам достаточно дешевое дизельное топливо и бензин - это просто вопрос стратегии. И сейчас мы поручили поднять лучшие в мире технические решения строительства таких заводов, чтобы можно было получить быстро и качественно результат. Строится такой завод 1,5 - 2 года. И я думаю, что мы должны сегодня в нашей стране создать предприятия, которые объединят все наши месторождения бурых углей, и обеспечат строительство таких заводов. Это будет настоящая диверсификация, потому что у нас нефти, Вы знаете, нет в стране в достаточном количестве. Бурые угли могут спасти.
Когда мы встречались в прошлый раз, месяц назад, проблемы по Александрияуголь записали в план. За это время мы проработали все технологии, которые есть в мире по переработке бурых углей в дизельное топливо и бензин, и сегодня мы готовы уже сказать, где производится такое оборудование, кто нам готов построить заводы. Мы должны это все сделать, на базе государственных возможностей. Почему государственных? Потому что здесь нужно будет все-таки оставить государственную собственность, так как цены на дизельное топливо и бензин необходимо держать в рамках разумной рентабельности, чтобы они не поднялись так, как и цены на нефтепродукты, изготовленные из нефти. Вот это - наша стратегия на сегодняшний день. И после того, как Вы нам поставили вопрос, а это очень короткое время, мы практически знаем ответ на него. Теперь нам нужно просто этот проект начинать делать. Вот и все.
- В. Турманов - Юлия Владимировна, я еще раз Вас прошу, я понимаю всю Вашу загруженность как премьер-министра, может на следующей неделе, в любой день, в любой час посетите Александрию. Без государственного решения проблемы работников буроугольного бассейна не разрешатся. Люди сегодня там в отчаянии. Поверьте мне, они готовы идти на всевозможные акции протеста, перекрывать дороги и т.д.
В прошлом году Профсоюз угольщиков также добивался справедливости для александрийцев. 15 млн. грн. долгов были отданы трудящимся, на арендатора - «Эксплерент» были поданы иски в суд, чтобы они их вернули в доходную часть бюджета. Сейчас задолженность по зарплате перед трудящимся 10 млн. грн., а со всеми начислениями - 20 млн. грн. Можно пойти по тому же пути, как и в прошлом году, отдать трудящимся долги по зарплате из бюджета, а арендатора в судебном порядке обязать вернуть их в бюджет, чтобы поддержать людей. Необходимо ставить точку в этой проблеме.
- Ю. Тимошенко - Абсолютно правильно.
- В. Турманов (продолжая) - Если приватизировать, давайте приватизировать, только с одним условием, чтобы в Александрию пришел хозяин, способный поднять буроугольный комплекс Украины с колен.
Ну и в завершение, я понимаю, что время для выступления я перебрал. Юлия Владимировна, несколько слов хочу сказать по протоколу прошлой нашей встречи и решению проблем в угольной промышленности. Я хотел бы напомнить, понимая, что угольная отрасль крайне непростая отрасль и всегда хватает проблем, у нас раньше работал Координационный совет по вопросам урегулирования кризисных ситуаций в угольной промышленности, его возглавляли разные люди, в прошлом правительстве, например, А.П. Клюев. Во время нашей прошлой встречи Профсоюз угольщиков поднимал вопрос возобновления работы Координационного совета, результата до сих пор нет. Я понимаю, Юлия Владимировна, какой напряженный график работы у премьер-министра, поэтому я Вас прошу, пусть кто-то на уровне вице-премьер-министра возглавит Координационный совет по вопросам урегулирования кризисных ситуаций в угольной промышленности, так как в отрасли есть масса вопросов, которые необходимо решать на уровне Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства труда и социальной политики и т.д.
Вот, например, проблема в угольной промышленности, которая касается напрямую Министерства транспорта. Последнее время отношение этого ведомства к угольщикам какое-то непонятное. Вагоны дают несвоевременно, к тому же разбитые. Я уже как народный депутат выходил на министра транспорта И.В. Винского. Взять в частности ГП «Свердловантрацит» - вагоны идут из Дебальцево и последние приходят в Свердловск, самые разбитые вагоны, то есть прежде, чем загрузить в них уголь, их необходимо еще и отремонтировать.
Поэтому, я еще раз обращаю Ваше внимание, решение многих проблем в угольной отрасли напрямую зависит от других министерств Украины. И для их разрешения нам просто необходимо возобновить работу Координационного совета.
- Ю. Тимошенко - Как часто Вы хотели бы проводить заседания Координационного совета?
- В. Турманов - Мы проводили его 1 раз в месяц. В этом году хотели провести уже в мае и рассмотреть вопросы выполнения протокольных поручений после нашей встречи 18 апреля, так как в них задействованы другие министерства, а также проблемы Александрияуголь. Учитывая, что Вы сегодня проводите такую встречу, я еще раз поднимаю этот вопрос, так как Координационный совет смог бы разрешить много проблем отрасли с Вашей помощью.
- Ю. Тимошенко - Договорились. Я не думаю, что кто-то из вице-премьер-министров сможет полностью «потянуть» все эти вопросы. Поэтому я готова лично возглавить Координационный совет и ежемесячно проводить заседания. Но в тоже время у меня и к Вам будет пожелание - во вторник, через неделю, в последнюю рабочую неделю Верховной Рады перед каникулами народных депутатов, на сессии ВР у нас будут стоять вопросы: во-первых, Закон Украины «О повышении престижности шахтерского труда»; во-вторых, Трудовой Кодекс, в котором профсоюзам дается право контролировать все от «А» до «Я»; в-третьих, у нас внесен законопроект по нормализации оплаты пеней, штрафов, перечислений в бюджет, все те моменты, которые сегодня поднимались. Вы мне скажите, Вы представляете одну фракцию, М.Я. Волынец представляет другую фракцию. Вы готовы во вторник в первую очередь проголосовать эти законы в первом, во втором и в третьем чтении?
- В. Турманов - Я думаю, мы с коллегой готовы. Готовы ли политические силы в Верховной Раде? Это другой вопрос!
- Ю. Тимошенко - Нет, нет, нет. Вы с вопроса не съезжайте.
- В. Турманов - Юлия Владимировна, я говорю так, как оно есть на самом деле (аплодисменты в зале). Давайте не будем сейчас говорить, кто больше любит шахтеров.
- Ю. Тимошенко - Нет, нет. Не в этом дело, нужно просто сделать.
- В. Турманов - Да. Закон «О повышении престижности шахтерского труда», Вы сами знаете, какая была ситуация, просто провалили. Вы правы, что этот законопроект необходимо выносить на голосование и принимать! И я со своей стороны во фракции обязательно буду вести переговоры…
- Ю. Тимошенко - Виктор Иванович, я просто знаю, что сегодня, если мы хотим добра отрасли, нам необходимо принять этот Закон. Голосование по определенным законопроектам можно и игнорировать. Но Закон «О повышении престижности шахтерского труда» больше нельзя откладывать, хватит, уже и так 17 лет откладывали. Давайте все вместе, даже если этот парламент когда-то и провалится, сделаем что-то полезное. Просидели уже сколько в Верховной Раде. Год? Да? И давайте на каникулы не идти, пока не проголосуем эти законопроекты. Это не потому, что я хочу что-то неприятное сказать, а потому, что хочу, чтобы Вы, депутаты, ушли на каникулы, только после голосования по этим трем ключевым Законам. И я готова поговорить об этом и с В.Ф. Януковичем, и с А.П. Клюевым, и со всеми людьми, которые принимают решения в Вашей фракции, но и Вы, Виктор Иванович, поддержите меня со стороны шахтерской команды.
- В. Турманов - А я всегда поддерживал. И еще раз скажу - закон надо принимать!
- Ю. Тимошенко - Спасибо, Виктор Иванович.
- В. Турманов - Но его (законопроект «О повышении престижности шахтерского труда» - прим.) спикер поставил на голосование не вовремя, это я Вам, Юлия Владимировна, официально заявляю. Он его специально поставил, чтобы «завалить»! И еще раз прошу Вас, Юлия Владимировна, направьте В.М. Пинзеника в шахту, так как министерство финансов в своем резюме выступило против принятия такого необходимого шахтерам Закона.
- Ю. Тимошенко - Хорошо. Лозунг сформировали: Пинзеника в шахту!