зробити стартовою додати в обране


Архів новин

Версія для друку

12 Квітня 2013
Шахты Донетчины: запасной выход
Как одним предложением посеять панику в рядах угольщиков? Легко! Нужно сказать: «Крайний срок прекращения систематической государственной поддержки действующих угледобывающих предприятий будет установлен на 2030 год». Именно такое новшество будет введено в рамках программы реформирования отрасли, и многие горняки паникуют уже сегодня, ведь никому из них не хочется терять финансовую поддержку от государства. Впрочем, до 2030 года панируется провести целый ряд мероприятий, которые подсластят пилюлю и, возможно, дадут шахтам второй шанс. Но пока что эта тема в среде угольщиков вызывает только негативную реакцию.

ПЛАНЫ

«УРА-Информ.Донбасс» уже неоднократно касалось проблем угледобывающей отрасли. Были затронуты вопросы моратория на импорт коксующихся углей, который вот-вот должен вступить в силу, приватизации шахт и необычайно «живая» для Донетчины тема профицита угля. Отличительной особенностью всех этих пунктов является то, что они, оставаясь острыми и волнующими для всей Украины, все же наполнены негативом: от этих проблем, хочется того или нет, веет безысходностью, даже обреченностью. Казалось бы, угледобывающая отрасль действительно не может сегодня похвастаться сверхприбылями, а владельцы шахт не могут устроить показательные экскурсии на свои «эталонные» для отрасли предприятия, но ситуация выглядела бы совсем грустно и необратимо, если бы не появилось хотя бы призрачных планов обратить все негативные тенденции вспять. К счастью, такие планы уже есть.

Прежде всего, угольщикам необходимо понять, есть ли общие тенденции в угольной отрасли разных стран, и если есть, то какие. Так, например, ключевым фактором является то, что сегодня во всем мире наблюдается развитие рентабельной угледобычи и сворачивание нерентабельной. Для Донецкой области это очень важный момент. Сейчас отрасль делится на два сектора – государственный и негосударственный. Первый как раз и является убыточным. Получается, что государство, как собственник угольных предприятий, не очень успешно, и угольные предприятия будет разумно передать в частную собственность – со всеми необходимыми условиями (инвестиционные обязательства, социальная ответственность, условия по модернизации материально-технической базы). Проще говоря, отдать их на приватизацию.

ПЕРЕШАГНУТЬ МЕРТВУЮ ТОЧКУ

Впрочем, не приватизацией единой. Только за счет нее вывести из депрессивной ямы угольную промышленность Донетчины нельзя. Для полного «счастья» нужны правильно разработанные угольные балансы, то есть такие, в которых, наконец, учтен и импорт иностранного угля в страну, а он, по словам экспертов не должен превышать 8 млн. тонн угля в год (напомним, что Кабинетом министров установлен мораторий на ввоз коксующихся углей на уровне 10,2 млн. тонн) и объемы, ежегодно добывающиеся в Украине. Учитывая эти показатели, доминантой государственной политики в угольной промышленности должен стать вопрос повышения эффективности и конкурентоспособности отрасли, а не наращивание объемов производства. Последнее просто приведет к увеличению профицита угля, пути сбыта для которого так и не удается найти, особенно учитывая последние события на ТЭС Донетчины. Проще говоря, необходима оптимизация.

Возникает вопрос – как же оптимизировать работу несчастных УП? Как сделать так, чтобы уровень эффективности и конкурентоспособности этих предприятий перешагнул «мертвую точку» и дал хоть что-то бюджетам страны? Во-первых, это можно осуществить за счет модернизации материально технической базы. А именно, наряду с использованием известных технологий угледобычи, которыми пользуются шахты, ввести разработку методов, полностью соответствующих нашим, донбасским, условиям. Этот момент, к тому же, даст дополнительную выгоду – у разработанных технологий на мировом рынке со временем появится спрос, а, следовательно, и дополнительный финансовый приток. Проблема только в том, что для подобных решений необходимо развитие отраслевой экономической и технологической науки. С этим в Украине туго.

НУЖНА НАУКА, НО НАУКИ НЕТ

«Она (наука, – ред.) находится в тяжелом положении и в нашем регионе, и в Украине в целом. Если говорить о науке вообще, не только об угольной отрасли, хотелось бы подчеркнуть, что в мире свыше 50% экономического роста обеспечивается использованием научных достижений и внедрением соответствующих инноваций. Для этого необходимо иметь 3-4% финансирования на науку относительно ВВП. У нас сейчас есть 0,9%», - рассказал академик НАН Украины, директор Института экономики промышленности Александр Амоша.

Хотя не только количество инвестиций влияет на развитие науки – важны также и средства, которые тратятся на внедрение практик и технологий. Доля эта для полноценного роста должна составлять порядка 90%. В Украине картина несколько отличается, и это накладывает свой отпечаток на результаты работы научно-исследовательских институтов.

Откуда будут идти все эти деньги – тоже очень важный вопрос. Бюджетное финансирование может составлять более трети всей суммы, а две трети или половина средств должны быть внебюджетными. Так, Александр Амоша отмечает, что Институтом экономики промышленности зарабатывалось около 70% всех необходимых средств. Это, по его словам, позволяло решать как основные вопросы (разработку, исследование, внедрение), так и хозяйственные проблемы обеспечения научных исследований.

ТИШЕ ЕДЕШЬ…

Наука наукой, но есть еще как минимум один вариант борьбы с негативными тенденциями, сложившимися в угледобывающей отрасли, – диверсификация производства. Это одно из наиболее перспективных направлений модернизации шахт. Ни для кого не секрет, что шахты Донетчины богаты угольно-метановыми месторождениями, что может послужить толчком к созданию целых топливно-энергетических блоков на базе действующих шахт. Ну чем не выход? Да, для развития этой стороны вопроса тоже нужны исследования, финансы и решения «с верху», но это все равно решение.

Кроме того, есть еще, например, и вопрос шахтной воды, который тоже не так давно поднимался. Водный ресурс можно использовать в других отраслях хозяйственной деятельности, а не оставлять на горизонтах, и это было бы по-настоящему разумно.

Учитывая это, можно выделить целый ряд акций, которые бы потихоньку дали позитивные показатели для угольной промышленности Донецкой области и Украины. В этом вопросе главное – не форсировать события, двигаться постепенно и размеренно. Иначе ущерб от нанесенного вреда превысит всю ту гипотетическую пользу, которую планируют ученые-угольщики. И тогда нас ждет катастрофа уже куда более крупного масштаба.

УРА-Информ.Донбасс