зробити стартовою додати в обране


Архів новин

Версія для друку

13 Серпня 2013
Поднебесный просвет
Избыток поставок коксующегося угля продолжает снижать цены мирового рынка. Обилие дешевого сланцевого газа в США создает мощный стимул для экспорта американского угля в Европу и Азию, увеличила экспорт коксующегося угля и Австралия. Замедление экономического подъема в Китае и Индии тормозит повышение спроса на сталелитейное сырье. Тем не менее, стоило немного оживиться китайскому рынку, хотя это вряд ли станет устойчивой тенденцией, как аналитики начали пересматривать прогнозы в сторону повышения.

Стечение обстоятельств
Не так давно коксующийся уголь был одним из фаворитов сырьевого суперцикла, но его высокий взлет завершился глубоким спадом. На рынке образовался изрядный избыток поставок, связанный с увеличением экспорта из Австралии и США, где "сланцевая революция" обесценила уголь и вынудила американские добывающие компании экспортировать его в Европу и Азию. По статистике Platts, по сравнению со вторым полугодием 2012, за первые шесть месяцев текущего года объем морских поставок на спотовый рынок Азиатско-Тихоокеанского региона увеличился почти на 34%, до 25,3 млн. тонн. Эта добавка составляет около 28,5% всех морских поставок на азиатский рынок в первом полугодии – по усредненной оценке данных Deutsche Bank, Goldman Sachs, Morgan Stanley, Credit Suisse и HSBC, азиатский импорт составил в общей сложности 88,5 млн. тонн.

Поэтому, хотя спрос на рынках крупнейших потребителей – Индии и Китая – вырос, соответственно, на 6,5 и 10%, наплыв экспорта толкнул цены вниз: они уменьшились вдвое по сравнению со вторым кварталом 2011 года. При этом контрактные цены упали до самого низкого уровня, начиная с 2010 года.

Да и перспективы пока не внушают оптимизма: ожидается, что скорость роста объемов производства стали в Китае уменьшится, а низкий курс рупии и торможение экономики в Индии обеспечат низкий спрос в этой стране на ближайшие 6-12 месяцев. Из-за спада на рынках в строительных отраслях Южная Корея и Тайвань тоже сокращают выплавку металла. Таким образом, в отношении спроса на коксующийся уголь азиатские тенденции пока негативные. А вот поставки будут расти: по оценкам HSBC, их годовой прирост на морской рынок в текущем году составит 11%. Эксперты банка подсчитали, что, по меньшей мере, треть этой добавки обеспечит Австралия, где производители снижают себестоимость коксующегося угля, наращивая объемы добычи. Правда, экспорт из США, наоборот, снизится – в связи с низкими ценами и острой конкуренцией с канадскими поставщиками на европейском рынке. Ожидается, что при таких ценах американские компании будут сокращать объемы добычи.

По мнению большинства аналитиков, избыток поставок сохранится надолго, хотя его несколько уменьшит сокращение нерентабельных мощностей, а для существенного повышения спроса предпосылок пока нет. По сравнению со вторым кварталом, в третьем контрактные цены на высококачественный твердый коксующийся уголь (HCC) снизились на 16%, до 145 долл./тонна, это минимальный уровень с момента введения квартальной системы в 2010 году. А цены на сырье для пылеугольного вдувания (PCI) уменьшились на 13%, до 116 долл./тонна. В этой ситуации HSBC снизил свой прогноз по ценам на высококачественный коксующийся уголь в 2013 году на 12%, до 158 долл./тонна, в 2014 – на 13%, до 163 долл./тонна и на 11%, до 168 долл./тонна – в 2015 году.

Австралиец с китайцем – братья навек
Австралия сохраняет позиции доминирующего производителя коксующегося угля: судя по результатам первого полугодия, в 2013 году страна обеспечит 72% морских поставок на азиатские спотовые рынки угля премиум-класса (PHCC), HCC и PCI. По данным Platts, за первые шесть месяцев ее экспорт увеличился на 3,9 млн. тонн, до 15,6 млн. тонн, а по сравнению со вторым полугодием 2012 года прирост составил 33,4%. Крупнейшим импортером остается Китай. По статистике китайской таможни, сталелитейные компании страны закупили в первом полугодии 30,7 млн. тонн PHCC, HCC и PCI, т. е. более 80% спотовых поставок, поступивших на азиатские рынки. Кстати, 13,3 млн. тонн (38%) из этого объема поступило из Австралии (годовой прирост – 24%). Стоит отметить также, что, по данным Platts, более 66% импорта составили спотовые закупки.

Эти данные не включают монгольские поставки – замкнутая на континенте страна сокращает экспорт. В июне его объем уменьшился на 45% по сравнению с маем, а годовой спад составил 73% или 1,83 млн. тонн. В результате в первом полугодии монгольский уголь занял только 17% китайского импорта (годовой спад – 50%). Источник Platts в Монголии сообщил, что при нынешних ценах экспорт угля утратил прибыльность: цены на низколетучий HCC упали до 142 долл./тонна в июле от 187 долл. в феврале. А отсутствие альтернативных покупателей у экспортеров, отрезанных от морских портов, усугубляет ситуацию.

Характерно, что рост объемов импорта австралийского угля увеличивает зависимость Китая от поставок из этой страны. Однако такая зависимость взаимна: последние два года австралийские добывающие компании интенсивно наращивали производство, хотя спрос со стороны традиционных покупателей в Японии, Корее и Европе совсем не рос. Более того, в отличие от железной руды, в Китае есть собственные месторождения коксующегося угля, и, несмотря на рост импорта, внутренний рынок вполне может быть обеспечен местными поставками. Этот фактор оказывает соответствующее давление на цены. Фактически Китай выступает в роли "покупателя последней надежды" для спотовых карго, а это дает ему возможность добиваться дальнейшего снижения цен. В недавнем обзоре Goldman Sachs сказано, что Китай "не дает ценам нащупать дно" на рынке, затопленном избытком поставок.

Главным образом, азиатский спотовый рынок обеспечивают поставками крупнейшие австралийские производители. Лидирует, разумеется, BHP Billiton-Mitsubishi Alliance (BMA): по статистике Platts, в первом полугодии на долю этой компании пришлось 31,8% объема спотовых продаж (во втором полугодии 2012 – 22,9%). При этом в сегменте HCC премиум-класса доля BMA составила 60% спотовых продаж (второе и третье места здесь занимают Glencore Xstrata и Teck). На втором месте по "доле спотового рынка" – Peabody Energy, обеспечившая 10,1% поставок (во втором полугодии 2012 – 4,7%) за счет больших объемов PCI.
Второй эшелон поставщиков спотового рынка HCC составляют компании из Австралии, Индонезии, США и Канады, с почти одинаковыми объемами поставок.

Обратный ход
Еще неделю назад все прогнозы по ценам на коксующийся уголь были резко негативными. В июне JP Morgan снизил свой прогноз до 156 долл./тонна в 2013 году и до 160 долл. – в 2014, а Morgan Stanley – до 156 и 164 долл. соответственно. При этом Morgan Stanley предсказал, что средние спотовые цены составят 140 долл./тонна FOB Австралия в третьем квартале (-10% от предыдущего прогноза) и 150 долл. – в четвертом (-12%). По мнению экспертов банка, можно ожидать дальнейшего сокращения добычи, поскольку спотовая цена 133 долл./тонна FOB делает нерентабельными 46 млн. тонн добывающих мощностей, а это 16% оборота морской торговли. По прогнозу Morgan Stanley, поставки будут опережать увеличение спроса до 2018 года, но в 2013 их избыток составит только 2,4 млн. тонн. При этом ожидается, что экспорт из США уменьшится с 64 млн. тонн в 2012 году до 53 млн. тонн – в 2013.

В середине июля примеру этих банков последовал и Macquarie Bank: он снизил ценовый прогноз на второе полугодие на 13,4%, поскольку его аналитики предсказали, что контрактные цены в четвертом квартале останутся на том же уровне, что и в третьем – 145 долл./тонна. Эксперты Macquarie решили, что австралийские поставщики предпочтут сохранять эти цены, пока с их "родного" азиатского рынка не уйдут 10-15 млн. тонн в год свинг-тоннажа из США. Понятно, что при таких ценах американские угольные компании теряют конкурентоспособность, тем более что к этому же приводит движение валютных курсов. Кроме того, экономисты Macquarie снизили прогноз роста китайского ВВП – с 7,8 до 7,3% в текущем году и с 7,5 до 6,9% в 2014. Основанием для этого послужили структурные проблемы в корпоративном секторе и у местных правительств, которые слишком увлеклись инвестированием за счет заемных средств в условиях высоких процентных ставок.

А в конце июля понизил свой прогноз и Goldman Sachs. Эксперты банка ожидают, что дисбаланс в сторону избыточных поставок сохранится надолго: себестоимость добычи в Китае сравнительно невелика, а снижение котировок австралийского доллара делает более выгодным экспорт угля с уже расширенных мощностей.

Однако в последние дни китайские рынки оживились: цены на кокс растут, а на коксующийся уголь – стабилизировались. Китайские аналитики отмечают, что в июле сталелитейный сектор и смежные отрасли (за исключением коксующегося угля) в большой мере восстановились, поэтому падение цен на кокс должно прекратиться. Некоторые даже говорят о грядущем подъеме, хотя и небольшом. Более того, в провинции Шаньдун цены на уголь уже пошли вверх, а некоторые местные поставщики (в частности, Jining Mining Industry Group и Shandong Energy Zaozhuang Mining Group) сообщили об очередном повышении – на 20-30 юаней/тонна.

В этой ситуации эксперты опять ринулись пересматривать свои предсказания, основанные на имеющемся и грядущем избытке поставок. Первым стал Малколм Саусвуд из Goldman Sachs: в начале августа он повысил ценовые прогнозы по железной руде и коксующемуся углю, поскольку ожидает, что Китай и другие развивающиеся страны обеспечат мощный спрос на сталелитейное сырье. Поэтому теперь Goldman Sachs предсказывает, что средние цены на железную руду из Пилбары в текущем году будут на 33% выше, чем ожидалось ранее, и составят 160 долл./тонна, а в 2014 – 125 долл. Правда, прогноз банка на 2015 год остался без изменений – 95 долл./тонна. На коксующийся же уголь в 2013 и 2014 годах банк повысил ценовый прогноз на 8,6%.
Кто следующий?

Минпром