Архів новин
28 Січня 2014
Переживем и изобилие
Производителям коксующегося угля предстоит еще один трудный год. Австралия продолжает наращивать объемы поставок, опережая повышение спроса, а избытки сырья приводят к дальнейшему падению цен. Надежды на восстановление мировой экономики, которое подтолкнуло бы рост потребления, пока остаются надеждами. Правда, аналитики говорят, что движение цен в текущем году будет иметь V-образный характер, и уже ко второму полугодию тенденции изменятся в лучшую сторону.
Дно углубляется
Уже несколько месяцев отраслевые эксперты утверждают, что рынок коксующегося угля достиг дна. Правда, никто не говорил, что это дно должно быть ровным. Поэтому не вызвал особого удивления тот факт, что базовая цена в контрактах на первый квартал оказалась на 9 долл. ниже предыдущей и составила 143 долл./тонна FOB Австралия. По данным McCloskey и Platts, именно такая цена указана в контрактах Anglo Coal с азиатскими сталелитейными заводами за коксующийся уголь премиум-класса с месторождения German Creek. Это самый низкий уровень за все время существования квартальных контрактов, ниже была только годовая цена в 2009 (129 долл.). Ожидается, что цена на топливо для пылеугольного вдувания (PCI) тоже уменьшится – до 114 долл./тонна FOB Австралия от 120,5 долл. в предыдущем квартале. Продолжают падать и спотовые цены, хотя и по более плавной кривой. По статистике Steel Index, цена FOB австралийского коксующегося угля премиум-класса снизилась до 136,3 долл./тонна (самый низкий уровень, начиная с августа).
Кризис в Европе, проблематичная ситуация в Бразилии и неопределенность китайских тенденций, которые оказывали давление на цены в прошедшем году, создают условия для продолжительной депрессии и в 2014. Правда, оптимисты полагают, что восстановление мировой экономики в комбинации с интенсивным сокращением добычи в США, Канаде и Австралии создадут почву для формирования положительных тенденций. Однако это мнение разделяют немногие. В ближайшие годы строительный бум в Китае будет замедляться, а когда лопнет спекулятивный пузырь на рынке недвижимости, спрос на сталь резко упадет. В США и Европе сейчас не стоит ожидать роста инвестиций в инфраструктуру, и если Китай не будет стимулировать потребление стали, в обозримом будущем цены будут на весьма низком уровне. Соответственно, сократится и потребление сырья.
Аналитики Macquarie говорят, что сейчас есть признаки некоторого повышения спотовых цен на коксующийся уголь в краткосрочном плане, но стабильного восстановления цен придется ждать долго. По их мнению, прошлогодний эффект резкого роста поставок будет оказывать мощное воздействие на рынок и в текущем году. Фактически прирост морского экспорта в 2013 оказался новым абсолютным рекордом – он составил 10,8%. После обусловленного наводнением спада в 2011 в прошедшем году этот экспорт оказался примерно на 30 млн. тонн больше предыдущего рекорда, поставленного в 2010 году. Тогда как в последние 10 лет средний ежегодный прирост не превышал 9 млн. тонн.
Основная часть дополнительного угля поступила из Австралии – производители этой страны с избытком восполнили свою рыночную долю, частично утраченную в 2011 году, и в 2013 этот экспорт составил 58% оборота морской торговли. Хотя сейчас этот вклад меньше, чем в середине прошлого десятилетия, все же у Австралии сохраняются действенные рычаги давления на рынок. А в 2014 году рост поставок из этой страны продолжится. Крупнейший производитель – BMA – планирует завершить очередное расширение, правда не на 22 млн. тонн, как в 2013, а всего на 6. А по прогнозу австралийского правительства, к 2015 году экспорт коксующегося угля увеличится до 178 млн. тонн (от 145 млн. тонн в 2012).
Еще одно препятствие на пути восстановления цен – расширение добычи в Китае, хотя, несмотря на значительные объемы местного производства, страна продолжает наращивать импорт. За первые 11 месяцев 2013 года этот импорт увеличился на 46,6%, до 67,4 млн. тонн. Эта тенденция обусловлена увеличением объемов выплавки стали – за этот же период она выросла на 8%, до 713 млн. тонн. Но, кроме того, здесь сыграла свою роль традиционная для Китая практика: когда цены низкие, страна закупает большие объемы всего – от железной руды до сахара. Таким образом, создаются стратегические запасы.
По мнению главного аналитика Hongyuan Futures Дзяна Лея, цены на фьючерсы по коксу, коксующемуся углю и арматуре в 2014 году будут двигаться по V-образной кривой. Он полагает, что Китай продолжит придерживаться нейтрально жесткой монетарной политики с ограниченными инвестициями в инфраструктурное строительство параллельно с изменением структуры экономики. Ожидается, что в первом полугодии рынок недвижимости продолжит падение, а это повлечет за собой дальнейшее снижение цен на кокс, коксующийся уголь и арматуру. Однако во втором полугодии, в условиях повысившихся рисков на рынке недвижимости, правительство, скорее всего, смягчит политику контроля над ним и увеличит инвестиции в инфраструктуру, что приведет к росту цен на сталелитейное сырье.
Американские проблемы
По прогнозу RBC Capital Markets, средняя цена коксующегося угля в 2014 году составит 154 долл./тонна. С другой стороны, Moody’s предсказывает, что в начале года цена будет на уровне 150-160 долл., но в среднесрочном плане она подрастет до 170-175 долл., хотя это произойдет не раньше, чем низкие цены приведут к закрытию высокозатратных добывающих предприятий в Северной Америке и Австралии. В агентстве объясняют такой прогноз сдержанной реакцией производителей на избыток поставок и слабым спросом на сталь. Хотя в 2013 году низкие цены уже привели к закрытию более 40 млн. тонн добывающих мощностей, эксперты Moody’s полагают, что избытки угля продолжат оказывать давление на цены, и ситуация усугубится далее, когда в Австралии будут завершены проекты, стартовавшие во времена высоких цен.
Труднее других придется производителям США. Австралийские проекты географически ближе к ключевым рынкам сбыта, при этом себестоимость добычи там ниже, чем в Северной Америке. В США производственные затраты составляют более 135 долл. на тонну, тогда как, например, у BHP Billiton они не превышают 110 долл. Кроме того, низкий курс австралийской валюты способствует экспорту. Поэтому американцев эффективно вытесняют с азиатского рынка, что создает серьезнейшие проблемы для региональной угольной отрасли. По данным Moody’s, хотя компании США давно освоились с ролью свинг-производителей, местным производителям кокса они продают только 20 млн. тонн добытого угля, а еще 60-70 млн. тонн предназначено для экспорта. Естественно, что в таких условиях обостряется конкуренция внутри региона.
Единственный американский производитель угля, владеющий месторождениями в Австралии, Peabody Energy, имеет несомненные преимущества перед другими компаниями региональной отрасли, которые склонны при таких тенденциях не планировать объемы будущей добычи и доходы от продаж. Поэтому их прибыли от коксующегося угля менее предсказуемы и более восприимчивы к снижению спотовых цен, чем доходы от энергетического угля. По прогнозу Moody’s, эти трудности сохранятся до середины 2015 года. Эксперты агентства говорят, что для перебалансировки рынка экспорт коксующегося угля из США не должен превышать 50 млн тонн (во всяком случае, это поможет сохранить фрахтовые ставки на нынешнем уровне). А до сокращения объемов американского экспорта мировые цены останутся низкими.
В сложившейся ситуации в американской отрасли можно ожидать серии банкротств. Хотя не стоит ожидать существенных улучшений до повышения спроса, восстановление рынков коксующегося угля невозможно без сокращения поставок. Чтобы ограничить проблему перепроизводства, необходимо уменьшить объемы добычи и отложить завершение новых угольных проектов. Однако в краткосрочном плане таких сокращений в США не будет. Как минимум объемы добычи в текущем году останутся на уровне 2013, но вряд ли это осуществится. Именно такие планы сейчас имеются у WLT, Alpha Natural Resources и Teck Resources, однако, в отличие от них, Arch Coal собирается увеличить добычу на своем новом месторождении Leer.
По мнению исполнительного директора International Energy Agency (IEA) Марии ван дер Ховен, цена на мировых рынках падает из-за перспективы ежедневного увеличения мощностей по добыче коксующегося и энергетического угля на 500 тыс. тонн в течение ближайших 6 лет. Могут ли такая ежедневная добавка и низкие цены затормозить новые проекты – пока неясно. Крупные низкозатратные производители смотрят в будущее с избыточным оптимизмом. В начале декабря Peabody Energy, крупнейшая в мире угольная компания частного сектора, обнародовала свой среднесрочный прогноз в отношении баланса спроса и поставок до 2017 года, где указано, в частности, что потребление угля в Индии увеличится на 26,7%, а в Китае – на 20,2%. Эти две экономики развиваются быстрее всех остальных, им требуется все больше энергии, и они будут вынуждены конкурировать за один и тот же уголь. Кроме того, эксперты компании предсказывают, что расширение мирового производства стали приведет к ежегодному росту потребления коксующегося угля на 150 млн. тонн вплоть до 2017 года. Ну, а уход с рынка неэффективных производителей, неспособных выживать при низких ценах, будет способствовать восстановлению баланса.
Дно углубляется
Уже несколько месяцев отраслевые эксперты утверждают, что рынок коксующегося угля достиг дна. Правда, никто не говорил, что это дно должно быть ровным. Поэтому не вызвал особого удивления тот факт, что базовая цена в контрактах на первый квартал оказалась на 9 долл. ниже предыдущей и составила 143 долл./тонна FOB Австралия. По данным McCloskey и Platts, именно такая цена указана в контрактах Anglo Coal с азиатскими сталелитейными заводами за коксующийся уголь премиум-класса с месторождения German Creek. Это самый низкий уровень за все время существования квартальных контрактов, ниже была только годовая цена в 2009 (129 долл.). Ожидается, что цена на топливо для пылеугольного вдувания (PCI) тоже уменьшится – до 114 долл./тонна FOB Австралия от 120,5 долл. в предыдущем квартале. Продолжают падать и спотовые цены, хотя и по более плавной кривой. По статистике Steel Index, цена FOB австралийского коксующегося угля премиум-класса снизилась до 136,3 долл./тонна (самый низкий уровень, начиная с августа).
Кризис в Европе, проблематичная ситуация в Бразилии и неопределенность китайских тенденций, которые оказывали давление на цены в прошедшем году, создают условия для продолжительной депрессии и в 2014. Правда, оптимисты полагают, что восстановление мировой экономики в комбинации с интенсивным сокращением добычи в США, Канаде и Австралии создадут почву для формирования положительных тенденций. Однако это мнение разделяют немногие. В ближайшие годы строительный бум в Китае будет замедляться, а когда лопнет спекулятивный пузырь на рынке недвижимости, спрос на сталь резко упадет. В США и Европе сейчас не стоит ожидать роста инвестиций в инфраструктуру, и если Китай не будет стимулировать потребление стали, в обозримом будущем цены будут на весьма низком уровне. Соответственно, сократится и потребление сырья.
Аналитики Macquarie говорят, что сейчас есть признаки некоторого повышения спотовых цен на коксующийся уголь в краткосрочном плане, но стабильного восстановления цен придется ждать долго. По их мнению, прошлогодний эффект резкого роста поставок будет оказывать мощное воздействие на рынок и в текущем году. Фактически прирост морского экспорта в 2013 оказался новым абсолютным рекордом – он составил 10,8%. После обусловленного наводнением спада в 2011 в прошедшем году этот экспорт оказался примерно на 30 млн. тонн больше предыдущего рекорда, поставленного в 2010 году. Тогда как в последние 10 лет средний ежегодный прирост не превышал 9 млн. тонн.
Основная часть дополнительного угля поступила из Австралии – производители этой страны с избытком восполнили свою рыночную долю, частично утраченную в 2011 году, и в 2013 этот экспорт составил 58% оборота морской торговли. Хотя сейчас этот вклад меньше, чем в середине прошлого десятилетия, все же у Австралии сохраняются действенные рычаги давления на рынок. А в 2014 году рост поставок из этой страны продолжится. Крупнейший производитель – BMA – планирует завершить очередное расширение, правда не на 22 млн. тонн, как в 2013, а всего на 6. А по прогнозу австралийского правительства, к 2015 году экспорт коксующегося угля увеличится до 178 млн. тонн (от 145 млн. тонн в 2012).
Еще одно препятствие на пути восстановления цен – расширение добычи в Китае, хотя, несмотря на значительные объемы местного производства, страна продолжает наращивать импорт. За первые 11 месяцев 2013 года этот импорт увеличился на 46,6%, до 67,4 млн. тонн. Эта тенденция обусловлена увеличением объемов выплавки стали – за этот же период она выросла на 8%, до 713 млн. тонн. Но, кроме того, здесь сыграла свою роль традиционная для Китая практика: когда цены низкие, страна закупает большие объемы всего – от железной руды до сахара. Таким образом, создаются стратегические запасы.
По мнению главного аналитика Hongyuan Futures Дзяна Лея, цены на фьючерсы по коксу, коксующемуся углю и арматуре в 2014 году будут двигаться по V-образной кривой. Он полагает, что Китай продолжит придерживаться нейтрально жесткой монетарной политики с ограниченными инвестициями в инфраструктурное строительство параллельно с изменением структуры экономики. Ожидается, что в первом полугодии рынок недвижимости продолжит падение, а это повлечет за собой дальнейшее снижение цен на кокс, коксующийся уголь и арматуру. Однако во втором полугодии, в условиях повысившихся рисков на рынке недвижимости, правительство, скорее всего, смягчит политику контроля над ним и увеличит инвестиции в инфраструктуру, что приведет к росту цен на сталелитейное сырье.
Американские проблемы
По прогнозу RBC Capital Markets, средняя цена коксующегося угля в 2014 году составит 154 долл./тонна. С другой стороны, Moody’s предсказывает, что в начале года цена будет на уровне 150-160 долл., но в среднесрочном плане она подрастет до 170-175 долл., хотя это произойдет не раньше, чем низкие цены приведут к закрытию высокозатратных добывающих предприятий в Северной Америке и Австралии. В агентстве объясняют такой прогноз сдержанной реакцией производителей на избыток поставок и слабым спросом на сталь. Хотя в 2013 году низкие цены уже привели к закрытию более 40 млн. тонн добывающих мощностей, эксперты Moody’s полагают, что избытки угля продолжат оказывать давление на цены, и ситуация усугубится далее, когда в Австралии будут завершены проекты, стартовавшие во времена высоких цен.
Труднее других придется производителям США. Австралийские проекты географически ближе к ключевым рынкам сбыта, при этом себестоимость добычи там ниже, чем в Северной Америке. В США производственные затраты составляют более 135 долл. на тонну, тогда как, например, у BHP Billiton они не превышают 110 долл. Кроме того, низкий курс австралийской валюты способствует экспорту. Поэтому американцев эффективно вытесняют с азиатского рынка, что создает серьезнейшие проблемы для региональной угольной отрасли. По данным Moody’s, хотя компании США давно освоились с ролью свинг-производителей, местным производителям кокса они продают только 20 млн. тонн добытого угля, а еще 60-70 млн. тонн предназначено для экспорта. Естественно, что в таких условиях обостряется конкуренция внутри региона.
Единственный американский производитель угля, владеющий месторождениями в Австралии, Peabody Energy, имеет несомненные преимущества перед другими компаниями региональной отрасли, которые склонны при таких тенденциях не планировать объемы будущей добычи и доходы от продаж. Поэтому их прибыли от коксующегося угля менее предсказуемы и более восприимчивы к снижению спотовых цен, чем доходы от энергетического угля. По прогнозу Moody’s, эти трудности сохранятся до середины 2015 года. Эксперты агентства говорят, что для перебалансировки рынка экспорт коксующегося угля из США не должен превышать 50 млн тонн (во всяком случае, это поможет сохранить фрахтовые ставки на нынешнем уровне). А до сокращения объемов американского экспорта мировые цены останутся низкими.
В сложившейся ситуации в американской отрасли можно ожидать серии банкротств. Хотя не стоит ожидать существенных улучшений до повышения спроса, восстановление рынков коксующегося угля невозможно без сокращения поставок. Чтобы ограничить проблему перепроизводства, необходимо уменьшить объемы добычи и отложить завершение новых угольных проектов. Однако в краткосрочном плане таких сокращений в США не будет. Как минимум объемы добычи в текущем году останутся на уровне 2013, но вряд ли это осуществится. Именно такие планы сейчас имеются у WLT, Alpha Natural Resources и Teck Resources, однако, в отличие от них, Arch Coal собирается увеличить добычу на своем новом месторождении Leer.
По мнению исполнительного директора International Energy Agency (IEA) Марии ван дер Ховен, цена на мировых рынках падает из-за перспективы ежедневного увеличения мощностей по добыче коксующегося и энергетического угля на 500 тыс. тонн в течение ближайших 6 лет. Могут ли такая ежедневная добавка и низкие цены затормозить новые проекты – пока неясно. Крупные низкозатратные производители смотрят в будущее с избыточным оптимизмом. В начале декабря Peabody Energy, крупнейшая в мире угольная компания частного сектора, обнародовала свой среднесрочный прогноз в отношении баланса спроса и поставок до 2017 года, где указано, в частности, что потребление угля в Индии увеличится на 26,7%, а в Китае – на 20,2%. Эти две экономики развиваются быстрее всех остальных, им требуется все больше энергии, и они будут вынуждены конкурировать за один и тот же уголь. Кроме того, эксперты компании предсказывают, что расширение мирового производства стали приведет к ежегодному росту потребления коксующегося угля на 150 млн. тонн вплоть до 2017 года. Ну, а уход с рынка неэффективных производителей, неспособных выживать при низких ценах, будет способствовать восстановлению баланса.