зробити стартовою додати в обране


Архів новин

Версія для друку

28 Квітня 2014
Проблемы британских шахтеров играют на руку экспортерам угля из России
Уголь по-прежнему занимает серьезное место в энергобалансе Великобритании. Однако сейчас в стране закрываются две из трех оставшихся глубоких угольных шахт. От складывающейся ситуации выигрывают российские экспортеры угля.

Когда в 1979 году Маргарет Тэтчер пришла к власти, Великобритания добывала 122 млн. тонн угля из 219 подземных и 58 открытых шахт. В 2013 году объем добычи составил всего десятую часть от того количества, что является худшим результатом в истории угольной промышленности страны. Через полтора года, когда две глубокие шахты должны быть закрыты, объем добычи снизится еще больше. При этом растет зависимость Великобритания от зарубежных поставок угля, использующегося для генерации электроэнергии. С 2002 года импорт угля удвоился. Сейчас страна импортирует примерно в четыре раза больше угля, чем добывает.

Недавно проблемы британской угольной промышленности усугубились, поскольку на международные рынки хлынул поток дешевого угля из США. Это побочный эффект американского сланцевого бума, благодаря которому в США резко упала доля угля в электрогенерации. В прошлом году UK Coal, крупнейший производитель угля в стране, объявила о банкротстве и попросила суд о защите от кредиторов. Сейчас компания, принадлежащая теперь британскому государственному пенсионному фонду и пенсионному фонду сотрудников, планирует закрыть свои глубокие шахты Kellingley и Thoresby. В результате работу потеряют 2000 человек.

«Из-за исторически низких мировых цен на уголь и высокого курса фунта наши издержки оказались слишком высоки, чтобы поддерживать бизнес в нынешнем состоянии. Закрытие шахт единственный доступный выход», - сказал Кевин Маккалаф, гендиректор UK Coal.

Как и другие европейские страны, Великобритания в последние годы стремилась увеличить выработку электроэнергии из более чистых источников. Однако с помощью угля по-прежнему генерируется около 40% электроэнергии, а зимой иногда и 50%: угольные электростанции могут быстро реагировать на спрос.

Кроме того, страны ЕС на самом деле стали использовать больше угля для выработки электроэнергии, несмотря на попытки политиков перейти на более экологически чистую энергетику (например, ветряную и атомную). Сейчас около трети электроэнергии в ЕС вырабатывается с использованием угля. Даже в Германии эта доля составляет около 40%, хотя там правительство сильно субсидирует возобновляемую энергетику. В Великобритании энергетические компании, например, Iberdola и E.On предпочитают использовать угольные электростанции, так как газ намного дороже. А компании Centrica и SSE законсервировали газовые электростанции в стране.

Около половины спроса Великобритании в угле уже долгое время удовлетворяют США и Колумбия. Но также от такой ситуации выигрывает и Россия, которая поставляет в страну половину угля, необходимого для производства электроэнергии. Крупнейший российский поставщик Великобритании - Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК). Из-за падения цен на уголь и более высоких издержек европейские компании не могут конкурировать с российскими и колумбийскими. Импортируемый из России уголь стоит примерно на 25% дешевле для британских электростанций, чем добытый в Великобритании, даже несмотря на то, что некоторые из них расположены рядом с шахтами, которые закрывает UK Coal.

«Неприятно осознавать, что 40% нашей электроэнергии генерируется из угля, большую часть которого мы импортируем. Теперь мы полностью зависим от импорта, но дешевый уголь не будет дешевым всегда. Энергоносители подорожают, и британские предприятия станут неконкурентоспособными», - говорит Крис Кичен, генеральный секретарь Национального союза горняков.

Кроме того, зависимость от российского угля может стать проблемой, если дипломатические разногласия из-за кризиса на Украине усилятся, а санкции против России расширятся. Как отмечают аналитики, европейский рынок может заменить любую потерю российского угля, но на это потребуется время, и цены тогда точно вырастут. «Есть опасения, что санкции против России могут ударить по импорту угля», - говорит Брайан Рикеттс, генеральный секретарь профессиональной ассоциации угледобывающих компаний Euracoal.

По оценке Фила Хэйра, директора консалтинговой компании Poyry, работающие на угле электростанции в Великобритании закроются не ранее чем через 10 лет, а в Европе - и того позже.

Селина Уильямс «The Wall Street Journal» (перевел Алексей Невельский)

Ведомости