Архів новин
22 Травня 2014
Коксующийся уголь продолжает дешеветь
В первом квартале текущего года на мировом рынке коксующегося угля наблюдалось ухудшение конъюнктуры. Снижение объемов закупок со стороны ключевых потребителей способствовало сокращению спотовых котировок твердых марок сырья до минимального за последние 6 лет уровня – $113 за тонну FOB Австралия. Падение цен на уголь для коксования обусловлено ростом предложения на рынке, которое опережает расширение спроса.
Опасная тенденция
По мнению аналитиков электронного издания Steel First, сегодня факторы предложения и спроса работают в тандеме, вызывая существенные снижение уровня цен на коксующийся уголь. Если катастрофические наводнения 2010-2011 годов в основных угледобывающих районах Австралии, являющейся крупнейшим на планете экспортером коксующегося угля, привели к стремительному падению его производства и росту цен на этот товар (до $330 за тонну в 2011 году), то в последние годы добыча и поставки угля из Австралии достигли рекордных показателей.
С другой стороны, спрос на коксующийся уголь продолжает падать из-за снижения потребления готовой стальной продукции и ее производства на основных мировых металлургических рынках. Так, к примеру, в Индии в первом квартале текущего года выплавка стали возросла только на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности из-за снижения спроса на металл со стороны национального строительного сектора и автомобильной промышленности. С начала текущего года цены на коксующийся уголь в Китае упали почти на 20% до $107 за тонну.
По данным Steel First, три ведущие индийские металлургические компании Tata Steel, SAIL и JSW провели переговоры по поставкам угля на период май-июнь текущего года по цене $120-125 за тонну CFR. Она на 13-14% меньше цены ($143) первого квартала и самая низкая с 2008 года, когда нормой были годовые контракты на поставки коксующегося угля.
Продолжающееся падение цен на уголь приобретает достаточно опасную динамику: в ближайшие несколько месяцев могут быть введены в эксплуатацию новые угледобывающие мощности в Австралии и Мозамбике, в результате чего избыток сырья на мировом рынке увеличится, а цены продолжат движение вниз. Так, крупнейший в мире производитель коксующегося угля BHP Billiton Mitsubishi Alliance (BMA) намерен начать добычу на месторождении Caval Ridge в Австралии, севернее действующего рудника Peak Downs. Новое сырье, получившее название Peak Downs North, представляет собой высококачественный твердый коксующийся уголь, из которого получают кокс высокой прочности.
Тем временем, бразильская Vale сообщила о планах расширения добычи на месторождении Moatize в Мозамбике. Ожидается, что в 2015 году объемы производства здесь достигнут 20 млн. тонн. Проект расширения обойдется компании в $2 млрд., еще $1 млрд. потребуется вложить в строительство угольного терминала Nacala. Кроме того, предусмотрены инвестиции в $3,4 млрд. в железную дорогу через территорию Малави.
Спрос на коксующийся уголь напрямую зависит от объемов потребления стали, которые тесно связаны с состоянием глобальной экономики. При этом, в Китае, который до последнего времени стимулировал спрос на коксующийся уголь, потребление металла в первом квартале текущего года замедлилось из-за сокращений инвестиций в строительство. По оценкам экспертов агентства Bloomberg, в прошлом году спотовые цены на коксующийся уголь снизились в КНР на 31%, а в 2014 году эта тенденция получила дальнейшее развитие. В условиях уменьшения потребления стали в стране китайские металлургические предприятия сокращают закупки коксующегося угля, а австралийские угледобывающие компании вынуждены подыскивать новых покупателей на свой товар.
Тем не менее, по данным австралийских экспертов, Китай, который в 2012 году обошел Японию и стал крупнейшим мировым импортером коксующегося угля, намерен в текущем году закупить около 100 млн. тонн сырья. Далее по этому показателю следует Япония (55 млн. т), а замыкает тройку ЕС – 40 млн. тонн. «Несмотря на то, что Китай является крупнейшим производителем коксующегося угля в мире, КНР будет и далее оставаться ведущим импортером этого сырья. Однако, как мне представляется, стимулировать рост спроса на уголь в ближайшей перспективе будет уже не Китай, а Индия, где его добыча гораздо скромнее», – говорит Дин Делла Вале, президент угледобывающего подразделения BHP Billiton Coal.
Избыточное предложение коксующегося угля в текущем году, как утверждают аналитики инвестиционного банка Morgan Stanley, может составить не менее 6,6 млн. т, что эквивалентно 2,3% глобального импорта. Другие специалисты идут еще дальше и утверждают, что избыток угля на мировом рынке в текущем году может составить 10 млн. тонн. «Сегодняшняя ситуация на рынке угля, как коксующегося, так и энергетического, складывается таким образом, что угледобывающим компаниям очень сложно продолжать свой бизнес. Факторов, которые могли бы поддерживать цены на этот материал на приемлемом уровне, в настоящее время просто не существует», – говорит Мичиаки Харада, директор японского Coal Energy Center.
Рационализация и оптимизация
При текущих ценах на уголь, как утверждают специалисты австралийского правительственного Bureau of Resources and Energy Economics (BREE), лишь ограниченное число угледобывающих компаний имеют сегодня положительный уровень рентабельности. Некоторые из них уже заявили о прекращении добычи угля на ряде объектов.
Так, к примеру, четвертая по величине горнодобывающая компания в мире Glencore Xstrata приняла решение приостановить добычу на своей шахте Ravensworth в Австралии, обуславливая этот шаг низкими ценами на уголь, высокими затратами на его производство и стабильно высоким курсом австралийского доллара. В прошлом году здесь было добыто 2,2 млн. тонн пользующегося высоким спросом слабо спекающегося коксующегося угля, что составляет примерно 1% от всех экспортных поставок металлургического угля из Австралии. Кроме того, в прошлом году Glencore Xstrata остановила работы на своем экспортном терминале в австралийском штате Квинсленд, а крупнейший австралийский экспортер угля компания BHP Billiton заявила о сокращении 230 рабочих мест на шахте Saraji в интересах оптимизации производственных расходов.
Грядут сокращения и в Северной Америке. Пока, правда, о сокращении добычи в США заговорил только один из крупнейших производителей – Alpha Natural Resources. Компания планирует уменьшить объемы продаж от 16-20 млн. тонн до 14,5-18 млн. тонн.
Большая часть американских запасов угля сосредоточена в Аппалачах на значительных глубинах, в связи с чем затраты на его добычу являются достаточно высокими. В прошлом году у американцев эти затраты превышали $135/тонн, тогда как у компании BHP Billiton они составляли около $110, а у Anglo American – $87. Кроме того, за прошлый год котировки австралийского доллара упали на 15%, в результате чего австралийские экспортеры получили дополнительные преимущества перед американскими конкурентами. В этой связи, в настоящее время американские угледобывающие компании фокусируют внимание на оптимизации производства, сокращении затрат, непрофильных активов и персонала.
По прогнозу австралийских правительственных экспертов, средняя базовая цена на металлургический уголь в текущем году составит $128. Такой уровень цен практически сводит на нет рентабельность большинства добывающих компаний. Исключение, пожалуй, составляют некоторые месторождения в США, несколько канадских производителей и, естественно, крупные австралийские компании. Поэтому, давление на угледобывающую отрасль в части рационализации и оптимизации производства лишь только усиливается, что заставляет угольные компании фокусировать усилия на сокращении затрат.
Между тем, по оценкам Нейла Бристоу, аналитика консалтинговой компании H&W Worldwide Consulting, ожидаемый в ближайшие 25 лет рост выплавки стали потребует увеличения к 2050 году экспортных поставок металлургического угля от сегодняшних 270 млн. т до 500 млн. т в год. Главными источниками удовлетворения этого спроса, как полагает Бристоу, станут Мозамбик и Монголия. Кроме того, увеличит свои экспортные поставки Россия, а также Индонезия, которая сфокусирует усилия на увеличении добычи сырья на острове Калимантан.
Что же касается Китая, то здесь потребление коксующегося угля в период до 2050 года может несколько снизиться в связи со стабилизацией темпов роста экономики и возможным их падением в будущем. На уровень спроса на уголь в КНР могут повлиять правительственная политика, направленная на ликвидацию перепроизводства стали в стране, а также возросшее использование металлолома для выплавки стали на китайских металлургических заводах.
Вместо Китая, как полагают в H&W Worldwide Consulting, место главного источника расширения спроса на металлургический уголь уже в ближайшее время может занять Индия. Здесь нет крупных мощностей по производству этого сырья, в отличие от КНР, которая в значительной мере способна сама обеспечить себя коксующимся углем. Кроме того, большинство экспертов прогнозирует на перспективу подъем индийской металлургии, который может компенсировать возможное замедление темпов роста в КНР.
По материалам Steel First, Bloomberg, Reuters, Steel Business Briefing, Financial Times
Опасная тенденция
По мнению аналитиков электронного издания Steel First, сегодня факторы предложения и спроса работают в тандеме, вызывая существенные снижение уровня цен на коксующийся уголь. Если катастрофические наводнения 2010-2011 годов в основных угледобывающих районах Австралии, являющейся крупнейшим на планете экспортером коксующегося угля, привели к стремительному падению его производства и росту цен на этот товар (до $330 за тонну в 2011 году), то в последние годы добыча и поставки угля из Австралии достигли рекордных показателей.
С другой стороны, спрос на коксующийся уголь продолжает падать из-за снижения потребления готовой стальной продукции и ее производства на основных мировых металлургических рынках. Так, к примеру, в Индии в первом квартале текущего года выплавка стали возросла только на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности из-за снижения спроса на металл со стороны национального строительного сектора и автомобильной промышленности. С начала текущего года цены на коксующийся уголь в Китае упали почти на 20% до $107 за тонну.
По данным Steel First, три ведущие индийские металлургические компании Tata Steel, SAIL и JSW провели переговоры по поставкам угля на период май-июнь текущего года по цене $120-125 за тонну CFR. Она на 13-14% меньше цены ($143) первого квартала и самая низкая с 2008 года, когда нормой были годовые контракты на поставки коксующегося угля.
Продолжающееся падение цен на уголь приобретает достаточно опасную динамику: в ближайшие несколько месяцев могут быть введены в эксплуатацию новые угледобывающие мощности в Австралии и Мозамбике, в результате чего избыток сырья на мировом рынке увеличится, а цены продолжат движение вниз. Так, крупнейший в мире производитель коксующегося угля BHP Billiton Mitsubishi Alliance (BMA) намерен начать добычу на месторождении Caval Ridge в Австралии, севернее действующего рудника Peak Downs. Новое сырье, получившее название Peak Downs North, представляет собой высококачественный твердый коксующийся уголь, из которого получают кокс высокой прочности.
Тем временем, бразильская Vale сообщила о планах расширения добычи на месторождении Moatize в Мозамбике. Ожидается, что в 2015 году объемы производства здесь достигнут 20 млн. тонн. Проект расширения обойдется компании в $2 млрд., еще $1 млрд. потребуется вложить в строительство угольного терминала Nacala. Кроме того, предусмотрены инвестиции в $3,4 млрд. в железную дорогу через территорию Малави.
Спрос на коксующийся уголь напрямую зависит от объемов потребления стали, которые тесно связаны с состоянием глобальной экономики. При этом, в Китае, который до последнего времени стимулировал спрос на коксующийся уголь, потребление металла в первом квартале текущего года замедлилось из-за сокращений инвестиций в строительство. По оценкам экспертов агентства Bloomberg, в прошлом году спотовые цены на коксующийся уголь снизились в КНР на 31%, а в 2014 году эта тенденция получила дальнейшее развитие. В условиях уменьшения потребления стали в стране китайские металлургические предприятия сокращают закупки коксующегося угля, а австралийские угледобывающие компании вынуждены подыскивать новых покупателей на свой товар.
Тем не менее, по данным австралийских экспертов, Китай, который в 2012 году обошел Японию и стал крупнейшим мировым импортером коксующегося угля, намерен в текущем году закупить около 100 млн. тонн сырья. Далее по этому показателю следует Япония (55 млн. т), а замыкает тройку ЕС – 40 млн. тонн. «Несмотря на то, что Китай является крупнейшим производителем коксующегося угля в мире, КНР будет и далее оставаться ведущим импортером этого сырья. Однако, как мне представляется, стимулировать рост спроса на уголь в ближайшей перспективе будет уже не Китай, а Индия, где его добыча гораздо скромнее», – говорит Дин Делла Вале, президент угледобывающего подразделения BHP Billiton Coal.
Избыточное предложение коксующегося угля в текущем году, как утверждают аналитики инвестиционного банка Morgan Stanley, может составить не менее 6,6 млн. т, что эквивалентно 2,3% глобального импорта. Другие специалисты идут еще дальше и утверждают, что избыток угля на мировом рынке в текущем году может составить 10 млн. тонн. «Сегодняшняя ситуация на рынке угля, как коксующегося, так и энергетического, складывается таким образом, что угледобывающим компаниям очень сложно продолжать свой бизнес. Факторов, которые могли бы поддерживать цены на этот материал на приемлемом уровне, в настоящее время просто не существует», – говорит Мичиаки Харада, директор японского Coal Energy Center.
Рационализация и оптимизация
При текущих ценах на уголь, как утверждают специалисты австралийского правительственного Bureau of Resources and Energy Economics (BREE), лишь ограниченное число угледобывающих компаний имеют сегодня положительный уровень рентабельности. Некоторые из них уже заявили о прекращении добычи угля на ряде объектов.
Так, к примеру, четвертая по величине горнодобывающая компания в мире Glencore Xstrata приняла решение приостановить добычу на своей шахте Ravensworth в Австралии, обуславливая этот шаг низкими ценами на уголь, высокими затратами на его производство и стабильно высоким курсом австралийского доллара. В прошлом году здесь было добыто 2,2 млн. тонн пользующегося высоким спросом слабо спекающегося коксующегося угля, что составляет примерно 1% от всех экспортных поставок металлургического угля из Австралии. Кроме того, в прошлом году Glencore Xstrata остановила работы на своем экспортном терминале в австралийском штате Квинсленд, а крупнейший австралийский экспортер угля компания BHP Billiton заявила о сокращении 230 рабочих мест на шахте Saraji в интересах оптимизации производственных расходов.
Грядут сокращения и в Северной Америке. Пока, правда, о сокращении добычи в США заговорил только один из крупнейших производителей – Alpha Natural Resources. Компания планирует уменьшить объемы продаж от 16-20 млн. тонн до 14,5-18 млн. тонн.
Большая часть американских запасов угля сосредоточена в Аппалачах на значительных глубинах, в связи с чем затраты на его добычу являются достаточно высокими. В прошлом году у американцев эти затраты превышали $135/тонн, тогда как у компании BHP Billiton они составляли около $110, а у Anglo American – $87. Кроме того, за прошлый год котировки австралийского доллара упали на 15%, в результате чего австралийские экспортеры получили дополнительные преимущества перед американскими конкурентами. В этой связи, в настоящее время американские угледобывающие компании фокусируют внимание на оптимизации производства, сокращении затрат, непрофильных активов и персонала.
По прогнозу австралийских правительственных экспертов, средняя базовая цена на металлургический уголь в текущем году составит $128. Такой уровень цен практически сводит на нет рентабельность большинства добывающих компаний. Исключение, пожалуй, составляют некоторые месторождения в США, несколько канадских производителей и, естественно, крупные австралийские компании. Поэтому, давление на угледобывающую отрасль в части рационализации и оптимизации производства лишь только усиливается, что заставляет угольные компании фокусировать усилия на сокращении затрат.
Между тем, по оценкам Нейла Бристоу, аналитика консалтинговой компании H&W Worldwide Consulting, ожидаемый в ближайшие 25 лет рост выплавки стали потребует увеличения к 2050 году экспортных поставок металлургического угля от сегодняшних 270 млн. т до 500 млн. т в год. Главными источниками удовлетворения этого спроса, как полагает Бристоу, станут Мозамбик и Монголия. Кроме того, увеличит свои экспортные поставки Россия, а также Индонезия, которая сфокусирует усилия на увеличении добычи сырья на острове Калимантан.
Что же касается Китая, то здесь потребление коксующегося угля в период до 2050 года может несколько снизиться в связи со стабилизацией темпов роста экономики и возможным их падением в будущем. На уровень спроса на уголь в КНР могут повлиять правительственная политика, направленная на ликвидацию перепроизводства стали в стране, а также возросшее использование металлолома для выплавки стали на китайских металлургических заводах.
Вместо Китая, как полагают в H&W Worldwide Consulting, место главного источника расширения спроса на металлургический уголь уже в ближайшее время может занять Индия. Здесь нет крупных мощностей по производству этого сырья, в отличие от КНР, которая в значительной мере способна сама обеспечить себя коксующимся углем. Кроме того, большинство экспертов прогнозирует на перспективу подъем индийской металлургии, который может компенсировать возможное замедление темпов роста в КНР.
По материалам Steel First, Bloomberg, Reuters, Steel Business Briefing, Financial Times