зробити стартовою додати в обране


Архів новин

Версія для друку

12 Січня 2011
Угольку не найдется?
Угольные компании Центральной Европы все чаще бросают взгляды в сторону украинских шахт. И если обещанная правительством Николая Азарова приватизация отрасли стартует в 2011 году, то серьезных инвесторов можно ждать как раз с Запада.

Интерес к угольным активам в Украине был подогрет декабрьским выходом на Варшавскую фондовую биржу компании "Садовая Груп", эксплуатирующей в Донецкой области две шахты по добыче энергетического угля. К гигантам украинской добычи она не принадлежит и за свои IPO выручила в Варшаве довольно скромные деньги (порядка 30 млн. долл.). Но именно биржевой дебют этой компании повлек за собой целую череду заявлений и домыслов.

Сначала по польскому фондовому рынку пошли разговоры, что эмиссией "Садовой" всерьез заинтересовалась голландская компания с чешскими корнями New World Resources, уже владеющая добрым десятком шахт в Чехии и Польше. Эту информацию упомянутая компания не подтвердила, но и не опроверглаи. Пресс-секретарь NWR Джо Кук лишь подтвердил, что стратегия его компании предусматривает расширение в сторону Польши и Украины.

Вторым сигналом стало появление в польской газете Rzeczpospolita статьи о том, что местное Ястшембское угольное общество (JSW) – крупнейший производитель коксующихся углей в Евросоюзе – рассматривает возможность приобретения шахт в Украине. Уже на следующий день со стороны JSW последовало опровержение, что ничего такого не было и никаких переговоров о покупке компания не вела. Но одновременно в заявлении не отрицался тот факт, что специалисты из Ястшембе посещали две государственные шахты в Украине. К тому же в продвижении на Восток заинтересовано нынешнее руководство польского Министерства имущества во главе с Александром Градом, в чьем подчинении находится JSW.

Ведомство готовит ястшембскую компанию к приватизации в 2011 году и считает, что определенная диверсификация бизнеса сделает ее привлекательнее для потенциальных инвесторов. Ведь сейчас JSW полностью завязана на коксующихся углях, а их сбыт в свою очередь весьма зависим от конъюнктуры на рынке стали. Поэтому если бы компания располагала еще и активами по добыче энергетических углей, то ее финансово-экономическое положение, по мнению А.Града, стало бы более сбалансированным.

Третьим потенциальным претендентом на украинские угольные россыпи выступила люблинская угольная компания Bogdanka из той же Польши. И в ней, по крайней мере, не отнекивались. По словам президента компании Мирослава Тараса, от украинских властей поступило предложение принять участие в достройке шахты "Нововолынская", расположенной всего в 7 км от украинско-польской границы. М.Тарас считает, что это предложение может быть интересным. Однако окончательное решение будут принимать акционеры Bogdanki, среди которых доминируют полугосударственные пенсионные фонды.

Все эти заявления пока вроде бы никого ни к чему не обязывают, но зато свидетельствуют, что угольные рынки Центральной Европы живут сегодня в предчувствии больших слияний и поглощений. Это пространство становится уже слишком узким для ключевых игроков, поэтому выплеск их энергии практически неизбежен. У угольщиков кровь кипит и играет, и первым проявлением этого стала осенняя попытка NWR приобрести компанию Bogdanka. Владельцы последней попытку недружественного поглощения отбили. Но узел только завязывается. И эксперты рассматривают все варианты: NWR покупает JSW, JSW покупает Bogdanku или, наоборот, Bogdanka покупает JSW. Возможен любой вариант. В том числе и тот, что ни одна из потенциальных сделок не выгорит. В этом треугольнике собрались достаточно равные по силам компании, но голландско-чешская, пожалуй, настроена наиболее агрессивно.

Дело в том, что в Остравском угольном бассейне в Чехии, где работает New World Resources, запасы ископаемых исчерпываются и их, согласно нынешним прогнозам, хватит примерно на 10 (от силы 20) лет рентабельной добычи. Поэтому поиск свежих площадей под добычу – это вопрос выживания для NWR. В Польше проблема с новыми участками под разработку настолько остро не стоит. А значит, скорее всего, именно New World Resources наиболее активно будет рваться на украинскую угольную целину. Тем более что у ее владельца, богатейшего чешского бизнесмена Зденека Бакалы, уже есть опыт работы на украинском рынке. Еще в 2008 году одна из его фирм приобрела 25%+1 акцию компании Ferrexpo, владеющей Полтавским ГОКом.

Никаких серьезных материальных дивидендов эта сделка З.Бакале не принесла, но с хозяином Полтавского ГОКа Константином Жеваго он находится в хороших отношениях. На это указывает хотя бы тот факт, что К.Жеваго и сейчас является одним из неисполнительных директоров New World Resources. А в Ferrexpo на аналогичной должности числится представитель NWR Миклош Саламон. Так что, если З.Бакала решится на экспансию в угольную отрасль Украины, то на поддержку К.Жеваго он может рассчитывать. Неудача же NWR с приобретением компании Bogdanka должна только раззадорить чехов. Польские фондовые аналитики считают, что New World Resources в качестве сатисфакции могла бы теперь направить усилия на вхождение в капитал "Садовая Груп", хотя это и не равноценная замена утраченной возможности.

Bogdanka за год добывает свыше 5 млн тонн угля, "Садовая" пока меньше 1 млн. Операционные запасы угля у польской компании составляют более 250 млн. тонн, украинской – 23 млн. Однако "Садовая Груп" близка к получению лицензий еще на два угольных месторождения (Роскошное и Краснолучское Северное), что может дать ей прирост запасов в 100 млн. тонн. И под этим углом зрения украинский актив, вероятно, наиболее интересен для холдинга NWR. Ведь его добываемые запасы сейчас оцениваются в 217 млн. тонн, что при годовой добыче свыше 11 млн. тонн крайне мало. Вопрос в том, согласятся ли владельцы "Садовая Груп" на альянс с иностранным капиталом? Но тот факт, что они закрыли декабрьскую сделку по IРО на Варшавской бирже по цене ниже ожидаемой, а не стали откладывать выпуск облигаций на более поздний период с лучшей конъюнктурой, может свидетельствовать, что "Садовой" срочно нужны оборотные средства.

Вместе с тем весьма вероятно появления агентов З.Бакалы и на многих конкурсах по приватизации украинских шахт, объявление которых ожидается в 2011 году. Относительно же прихода на эти торги польских угольных компаний градус уверенности несколько ниже. Бывший куратор горно-рудной промышленности в Министерстве экономики Польши Ежи Марковский, например, считает, что у польских угольных компаний имеется столько открытых инвестиционных проектов на родине, что им нет смысла искать счастья у соседей. О приоритетности капиталовложений в польскую угледобычу заявляет и президент Ястшембского угольного общества Ярослав Загуровский. К тому же если эта компания в 2011 году сама станет объектом приватизации, то вряд ли у нее дойдут руки до покупки чужих активов.

Зато для компании Bogdanka перешагнуть через восточную границу вполне реально. Проект достройки совместно с украинскими партнерами шахты "Нововолынская", который уже упоминался выше, требует не так уж и много вложений. Его смета держится в пределах 200 млн. долл. – что для польской компании абсолютно подъемная сумма. Но даже больше, чем в деньгах, в компании "Львовуголь" заинтересованы в польских технологиях. Ведь значительная часть запасов угля "Нововолынской" находится в труднодобываемых, так называемых тонких залежах. Bogdanka же подобные пласты успешно разрабатывает. И если ее опыт применить на "Нововолынской", то шахта сможет выдавать на-гора до 900 тыс. тонн угля в год.

Аналитики в Варшаве считают, что вхождение на украинский рынок сопряжено с некоторым риском для Bogdankа, но в определенной степени он может быть оправдан. Ведь если компания сейчас четко не сформулирует свою стратегию поведения в процессах консолидации, охватывающих угольные рынки Центральной Европы, то в недалеком будущем она опять окажется под прицелом агрессивного поглотителя.

МИНПРОМ