зробити стартовою додати в обране


Архів новин

Версія для друку

27 Грудня 2012
Мировой рынок энергетического угля в 2012 году, его ближайшие перспективы
Завершающийся год для мировой угольной отрасли, можно сказать, был окрашен в темные тона. Цены на энергетический и коксующийся уголь во II полугодии 2012 года снизились на 20-30%, балансируя на минимальном уровне за последние три года. Спрос на это сырье уменьшился и в Китае из-за торможения экономического роста, и в США, где уголь не выдерживает конкуренции со сланцевым газом. Тем не менее, как считают аналитики, рынок уже прошел через крайнюю точку спада. Ближайшие месяцы не обещают угледобывающим компаниям значительного прогресса, но положение дел в отрасли будет медленно улучшаться.

На спаде

В течение прошлого десятилетия использование угля в мировой экономике увеличилось почти на 50% благодаря росту спроса на него, прежде всего, в Китае и Индии. По данным World Coal Association, в 2011 году мировая добыча угля возросла на 6% по сравнению с предыдущим годом и достигла 7,68 млрд. тонн, из которых 3,47 млрд. тонн пришлось на Китай. Однако в 2012 году темпы роста добычи угля, по предварительным оценкам, снизятся до менее 4% (а по некоторым данным и до менее 3%), так что итоговый результат не превысит 8 млрд. тонн.

Торможение в глобальной угольной отрасли, вызванное падением объемов производства в США и стагнацией в Китае, сказалось на стоимости этого энергоресурса. В начале II полугодия 2012 года, когда стало ясно, что мировую экономику вместо прогнозировавшегося выхода из кризиса ждет новый спад, а в Китае потребность в угле будет гораздо меньше, чем планировалось, котировки «черного золота» резко пошли вниз. Крайняя точка спада была достигнута в октябре, когда цены на южноафриканский энергетический уголь опустились почти до уровня $80 за 1 тонну FOB — самого низкого с 2009.

Главной проблемой мирового рынка угля стало то, что спад затронул, в первую очередь, Китай и США, на долю которых в 2011 году пришлось 58,3% глобального объема добычи. Произошло это в силу разных причин.

В Китае уголь применяется, главным образом, в энергетике. Около 80% генерирующих мощностей используют именно этот энергоресурс. В 2011 году потребление электроэнергии в стране увеличилось на 11,7%, так что спрос на уголь быстро возрастал, а в разработку угольных месторождений и расширение транспортной инфраструктуры вкладывались десятки миллиардов долларов. В I полугодии 2012 года инвестиции в основной капитал угледобывающей отрасли вышли на отметку 210 млрд. юаней ($33,7 млрд.), что на 23,1% превышало показатели аналогичного периода 2011.

Однако новое обострение экономического кризиса в западных странах привело к падению спроса на китайские экспортные товары и спровоцировало снижение темпов роста китайской промышленности. Согласно последнему прогнозу китайской State Electricity Regulatory Commission, в 2012 году потребление электроэнергии в КНР вырастет только на 6%, и то лишь за счет некоторого улучшения ситуации в конце года. Из-за того, что весной и летом 2012 года осадков выпало выше нормы, в I полугодии генерация электроэнергии китайскими ГЭС увеличилась на 12,7%. Действующие мощности угольных энергоблоков оказались избыточными, так что некоторые из них были остановлены, другие сократили выработку. Поэтому темпы роста потребления угля в стране существенно уменьшились.

В середине года правительство КНР пересмотрело в сторону снижения планы добычи угля. В провинциях Внутренняя Монголия, Шаньси и Шэньси, на долю которых приходится более 60% производства угольной продукции в стране, задание на год было сокращено на 220 млн. тонн. Всего в 2012 году предполагается добыть не более 3,65 млрд. тонн угля, что менее чем на 4% превышает показатели 2011 года.

Китайский импорт угля рос очень высокими темпами в I полугодии. За первые семь месяцев 2012 года он составил 133 млн. тонн, что на 52% превышало показатели января-июля 2011. Но потом китайские компании сократили закупки, так как падение цен на внутреннем рынке сделало импортный ресурс менее конкурентоспособным. В январе-октябре закупки составили около 220 млн. тонн - на 33,5% больше, чем годом ранее. Как ожидается, всего в 2012 году КНР импортирует около 250 млн. тонн угля, хотя в I полугодии предполагалось, что этот показатель достигнет 275-280 млн. тонн.

Снижение темпов роста китайского импорта угля ударило, прежде всего, по Индонезии. Если в начале года власти страны ожидали, что добыча угля достигнет 390-400 млн. тонн, превысив результат 2011 (371 млн. тонн), то теперь Indonesian Coal Mining Association прогнозирует, что этот показатель составит около 340 млн. тонн. Основной проблемой для индонезийских угольщиков стало не столько относительное уменьшение спроса со стороны Китая, сколько падение мировых цен, сделавших добычу угля на некоторых местных предприятиях нерентабельной. Кроме того, после снижения котировок в середине года ряд компаний отказались от реализации новых проектов либо отложили их на неопределенный срок.

В США темпы экономического роста в 2012 году, по оценкам Федеральной резервной системы, составят около 2,5%, что выглядит неплохим результатом на фоне европейского кризиса и депрессии в Японии. Однако угледобывающая промышленность страны находится в глубоком спаде. По оценкам старшего вице-президента в компании Doyle Trading Consultants LLC Гордона Ховальда, в 2012 году потребление угля в стране сократится на 9,9% (на 93 млн. тонн) по сравнению с предыдущим годом. Это самый низкий уровень за последние 24 года. Правда, добыча уменьшится при этом только на 7% за счет расширения объемов экспорта до 112-115 млн. тонн - самого высокого показателя в истории. Ранее рекордный объем американского экспорта угля был зарегистрирован в 1981 году - 102,5 млн. тонн.

Сокращение потребления угля в США произошло вследствие радикальных перемен в энергетической отрасли. Еще в 2008 году на его долю приходилось около 50% выработки электроэнергии в стране, в 2011 году этот показатель упал до 42%, а в текущем году, по оценкам Г. Ховальда, составит всего 37%. Как ожидается, до 2020 в США могут быть выведены из строя угольные энергоблоки общей мощностью 34,7 ГВт.

Уголь в США не выдерживает конкуренции с природным газом, использование которого из-за резкого падения цен на этот ресурс сегодня стало более выгодным. К тому же, власти страны не поддерживают угольную генерацию из-за связанных с ней высокого уровня эмиссии углекислого газа и загрязнения окружающей среды. Во время недавней избирательной кампании кандидат от Республиканской партии Митт Ромни даже открыто обвинял Президента США Барака Обаму в том, что его действия ведут к упадку угледобывающей промышленности страны и потере тысяч рабочих мест. В принципе, основания для такой критики были. Ведущие компании отрасли в этом году столкнулись со снижением доходов и падением курсов акций, а Patriot Coal, один из крупнейших производителей на Среднем Западе, обанкротилась в июле 2012.

Впрочем, как считают эксперты из американской компании Peabody Energy, крайняя точка спада на американском и мировом рынках энергетического угля уже позади, и в ближайшие месяцы можно рассчитывать на некоторое улучшение ситуации. Это обусловлено недавними изменениями на американском энергетическом рынке, а также ожидаемым увеличением спроса на уголь в Индии и европейских странах.

Дешевизна природного газа в США, вызвавшая рост потребления этого энергоресурса и упадок на национальном рынке угля, по мнению специалистов из Peabody Energy, является недолгосрочной тенденцией, а временной флуктуацией, обусловленной избыточным объемом добычи сланцевого газа в конце прошлого десятилетия. Однако рынок, выведенный из равновесия, постепенно восстанавливает баланс.

Предпосылки для восстановления

Спрос на природный газ в США быстро увеличивается. В 2012 году доля этого ресурса в американской электроэнергетике, как ожидается, достигнет 31% по сравнению с 25% годом ранее. Некоторые компании разрабатывают проекты строительства заводов по сжижению газа с целью его экспорта в Европу и страны АТР (правда, власти пока выдали только одно разрешение на строительство такого объекта). В то же время темпы роста добычи газа падают. По данным Министерства энергетики США, если в 2011 году этот показатель составлял 7,9%, то в 2012 году он уменьшится до 4,8%, а в 2013 - сократится практически до нуля.

Соответственно, цены на природный газ в США постепенно поднимаются. По состоянию на начало декабря газовые котировки на NYMEX более чем на 20% превышали показатель начала года. Их уровень в настоящее время колеблется на отметке $3,6 за 1 млн. БТЕ (около $127 за 1 тыс. куб. метров). Между тем, как считает аналитик Seeking Alpha Пауло Сантос, при цене газа выше $3 за 1 млн. БТЕ он становится менее выгодным для энергетиков, чем уголь. С этой оценкой согласны и другие специалисты, поэтому, по их мнению, в 2013 году американская угольная отрасль получит шанс на восстановление.

Тем не менее, нынешняя ситуация остается достаточно неопределенной. Американским энергетическим компаниям в ближайшие годы, так или иначе, надо будет строить новые энергоблоки взамен устаревших. Судя по всему, несмотря на достаточно неприязненное отношение к углю со стороны американских властей, национальная энергетика не обойдется без расширения использования этого ресурса. Строительство новых атомных энергоблоков в обозримом будущем, очевидно, будет сталкиваться с большими проблемами, цены на газ будут расти, а альтернативная энергия солнца, ветра и биомассы не обеспечит требуемый объем мощностей.

Однако пока что основные надежды американских угольщиков связаны с перспективами расширения поставок в Европу, где уголь буквально переживает второе рождение. В энергетике Евросоюза сложилась ситуация, обратная США: высокие цены на газ привели к падению его конкурентоспособности по сравнению с углем.

По данным Bloomberg, по состоянию на ноябрь использование газа на европейских энергоблоках приносило региональным энергетическим компаниям убыток в среднем EUR11,25/МВтч, в то время как сжигание импортного угля давало прибыль EUR14,2/МВтч. Не удивительно, что, по оценкам консалтинговой компании Sanford C. Bernstein & Co., потребление газа в Европе в этом году сократится на 7% по сравнению с 2011 годом, а угля возрастет.

Основной прирост поставок угля в Европу в 2012 году происходил за счет США. В I полугодии американские компании продали своим европейским клиентам на 34,2% больше угля, чем за тот же период годом ранее.

В то же время в южноафриканской угольной отрасли наблюдается стагнация, а в Колумбии забастовка железнодорожников летом текущего года привела к замедлению роста добычи. По официальным прогнозам, в 2012 году в стране будет добыто 90-91 млн. тонн угля вместо запланированных ранее более 95 млн. тонн. На 2013 год правительство Колумбии прогнозирует увеличение добычи до 98 млн. тонн, но этот показатель останется относительно постоянным до 2015.

Впрочем, экономический кризис будет сдерживать спрос на уголь в странах ЕС. Поэтому основные надежды угледобывающие компании возлагают на Индию. Правительство этой страны, в последние годы испытывающей острый дефицит электроэнергии, недавно приняло масштабную программу развития энергетической отрасли. До 2017 года совокупные генерирующие мощности планируется увеличить на 44% - до 288 ГВт. Большинство новых энергоблоков будут угольными. Вследствие этого спрос на энергетический уголь должен возрасти с 402 млн. тонн в 2011/2012 финансовом году (апрель/март) до 788 млн. тонн в год.

В соответствии с планами правительства страны, в 2017 году потребление угля (энергетического и коксующегося) составит 980 млн. тонн, из которых 795 млн. будет добыто внутри страны и 185 млн. тонн импортировано. Это потребует почти 50-процентного наращивания внутреннего производства, объем которого, как ожидается, составит в т.г. около 540 млн. тонн. Между тем, индийская угледобывающая отрасль испытывает огромные проблемы, связанные с невозможностью получения разрешений на разработку новых месторождений. Против появления новых угольных карьеров на месте полей и лесов возражают как местные власти, так и государственные агентства по охране окружающей среды.

В начале декабря, как сообщало национальное Министерство энергетики, 52 из 90 индийских ТЭС располагали критически низкими запасами угля. Причиной дефицита стало более чем 25-процентное сокращение поставок топлива одним из основных подразделений государственной компании Coal India Limited (около 80% добычи угля в стране). Ряд угледобывающих предприятий были вынуждены прекратить работу вследствие проводимой в стране кампании по борьбе с незаконной (т.е. без получения всех необходимых разрешений и лицензий) добычей природных ископаемых.

В ближайшие годы Индия будет вынуждена наращивать импорт угля и тем самым оказывать весомую поддержку мировому рынку. По данным Centre for Monitoring Indian Economy, в 2011/2012 финансовом году (апрель/март) в страну было поставлено из-за рубежа 99 млн. тонн угля, а в текущем финансовом году этот показатель может достигнуть 127 млн. тонн.

В целом уголь в обозримом будущем должен сохранить свои позиции в мировой экономике и энергетической сфере. Согласно оценкам World Coal Association, его доля в глобальном энергобалансе в 2011 году составляла около 30% и находилась на самом высоком уровне с 1969 года. По меньшей мере до 2035 года этот показатель останется относительно постоянным. Peabody Energy оценивает мировой спрос на уголь в 2016 году на уровне 8,9 млрд. тонн - почти на миллиард тонн больше, чем в 2012. Основной прирост потребления придется на Китай и Индию.

Конечно, у глобальной угольной отрасли немало проблем. Как считают аналитики из французской компании Axa Investment Managers, самые серьезные из них заключаются в истощении наиболее богатых месторождений, падении качества добываемого угля и увеличении затрат. Большая часть доступных ресурсов представлена в настоящее время углем с относительно низкой теплотворной способностью, добыча и перевозка которого и сейчас находится на грани нулевой рентабельности. Если же правительства развивающихся стран (прежде всего Китая и Индии) ужесточат свое экологическое законодательство и введут плату за выбросы углекислого газа, мировая угольная промышленность вообще окажется под угрозой глобального спада.

Но, скорее всего, эта опасность преувеличена. Даже в Европе, где власти уделяют наибольшее внимание борьбе с глобальным потеплением и считают сокращение выбросов CO2 одним из своих приоритетов, ни одно правительство не выступает против строительства новых угольных энергоблоков (по крайней мере, на своей территории, а не у соседей). Ведь, как бы там ни было, при всех своих недостатках уголь остается самым массовым, доступным, дешевым и поэтому выгодным энергоресурсом.

По материалам UA Energy