зробити стартовою додати в обране


Архів новин

Версія для друку

22 Січня 2013
Газпром рискует споткнуться об уголь. Высокие экспортные цены Газпрома приводят к росту потребления угля как альтернативы газу
В последнее время широко обсуждается «сланцевая угроза» Газпрому. Она заключается в том, что существенный рост производства сланцевого газа у крупнейшего потребителя энергоносителей США вскоре приведет к переизбытку предложения данного сырья как на традиционных для российской компании европейских рынках сбыта, так и на перспективных азиатско-тихоокеанских.

Однако, во-первых, процесс импортозамещения долог. Потенциально экспорт из США может начаться лишь после 2020 года. Во-вторых, конкурентоспособность американского сланцевого газа на традиционных для Газпрома рынках как минимум неоднозначна. Кроме того, вероятность широкомасштабного роста добычи сланцевой нефти в Европе, подобного тому, что наблюдается в Штатах, достаточно низка.

В настоящее время на потребление газа в Европе и АТР влияет другая, весьма реальная угроза - рост потребления угля как альтернативного топлива. Если в долгосрочной перспективе повышение потребления газа продолжится, то в перспективе двух-трех лет неуступчивость Газпрома в вопросах изменения политики ценообразования и схемы «бери или плати» приведет к тому, что доля угля в генерации вырастет, а доля газа сократится. Подобную тенденцию уже можно наблюдать в Великобритании, где производство электроэнергии при помощи газа в первой половине 2012 года уменьшилось в пользу угля.

Основная причина этого, разумеется, заключается в высокой цене на газ в Европе. Если сравнить чистый спарк-спред (разницу между себестоимостью топлива, используемого для генерации, и ценой поставки электроэнергии) для электростанций на угле и на газе при вычете платы за загрязнение окружающей среды парниковыми газами, получается, что производство электроэнергии при помощи угля намного выгоднее. Ситуация в Германии и вовсе критична: строительство новых генерирующих мощностей на газе здесь нецелесообразно, так как это попросту нерентабельно при высоких ценах на голубое топливо.

Негибкая ценовая политика Газпрома и жесткие условия «бери или плати» в контрактах Газпрома уже привели к тому, что ряд потребителей добились предоставления скидок, а другие грозят обратиться за ними в арбитраж и даже отказаться от контрактов с Газпромом в пользу поставщиков, предлагающих более конкурентные цены и более мягкие условия по схеме «бери или плати.

Все вышеупомянутые факторы также влияют на поставки российского газа в СНГ. Наиболее значимое воздействие на отчетность оказывает снижение потребления газа в Украине. По итогам девяти месяцев 2012 года средняя цена реализации увеличилась на 11% по сравнению с прошлогодним уровнем, а поставки газа в СНГ упали на 23%, до 48 млрд. куб. м. Это произошло в основном из-за снижения импорта российского газа Украиной на 11 млрд. куб. м, или на 31%. При этом добыча угля на Украине увеличилась на 5,3% год к году, а потребление данного вида топлива выросло на 6,8%. В планах государства перевести практически все свои ТЭЦ на уголь для экономии средств.

Осуществление намерения Киева перейти с природного газа на уголь потребует значительных капиталовложений и времени. Для перевода одной электростанции на твердое топливо необходимо затратить $200 млн., или в совокупности для всего энергетического комплекса - около $8 млрд. К тому же реконструкция займет не менее года. Стоит отметить также и такой немаловажный аспект, как существенное снижение КПД станций, КПД котлов, работающих на угле, около 67-68%, а у котлов, работающих на природном газе, этот коэффициент примерно равен 91-93%. Таким образом, при переходе на уголь заметно упадет эффективность электростанций. К тому же работающие на угле станции заметно хуже по экологическим параметрам. Попытки снизить вредные выбросы вызовут лишь дальнейшее снижение КПД, но достигнуть параметров газовых станций все равно не удастся.

И все же если раньше заявления украинского правительства относительно перехода на уголь выглядели лишь как политический ход, так как не считались экономически целесообразными и обоснованными, то вышеприведенный анализ показывает, что планы по сокращению импорта российского газа осуществимы. Кроме того, если Газпром не пойдет навстречу рынку, который требует снижения цен или хотя бы увеличения спотовой составляющей в них и смягчения условий долгосрочных контрактов, то и Европа пересмотрит стратегию развития электроэнергетической отрасли в сторону уменьшения доли генерации на газе. Все это говорит о том, что тяжелые времена для Газпрома продолжатся еще долго.

Инвесткафе